Для человека с живым воображением природа становится отличным скульптором, создает фигурки - птиц, зверей, забавных человечков, которых можно увидеть, присмотревшись к ветвям и корням деревьев, кустарников. Но природа не только «лепит», она прекрасно «рисует». Каждая порода дерева обладает совершенно самостоятельным цветом и рисунком. Береза не только сверху надела светлый сарафан, но и внутри ствола вся белая, светящаяся, как чистый, только что выпавший снег. Могучий, кряжистый дуб, прочно вросший в землю, «разрисовал» свою серую древесину мощными продольными штрихами-волокнами. У груши не только сладкие плоды, но и древесина розовая, даже по виду сладковатая, а рисунок очень нежный, еле приметный. Природный рисунок можно применить для создания небольшого художественного набора. «Горный хребет Урала» целиком вырос в дереве. Природа не успела только дорисовать сверху шапку леса. Здесь потребовалось вмешательство человека. Небольшие вставки более темного цвета дополнили изображение. Грецкий орех вырастил в своем стволе бескрайнюю степь, окутанную темной мглой. Чтобы оживить мотив, в рисунок древесных волокон введена одинокая крепость, сдерживавшая набеги кочевников. Набирать изображение из древесины можно и иначе: художник сам подготовляет мотив, а природа дает ему богатый цветовой материал. Так выполнены панно «Сараи» и «Белокаменный мона-стырь». Теплый, мягкий природный колорит, характерный для древесины всех цветов, необыкновенно близок и дорог человеку. Он радует глаз, создает хорошее настроение. Люди давно заметили это и старались окружить себя предметами, на которых можно было бы полнее использовать «творчество» древесины. В середине XVII века русские умельцы попробовали украшать крышки столов. Это были первые, очень робкие попытки. Со временем мастера накопили большой опыт и начали создавать искусные мозаичные наборы из дерева. Федор артынов, Никифор Васильев, Матвей Веретенников, братья Насковы, а также крепостные умельцы, имена которых время не сохранило, довели это дело до совершенства. Со временем мастера стали набирать из цветных пород дерева богатейшие паркеты и огромные панно, которые укрепляли на стенах. Занимаются деревянной мозаикой и советские художники. Основоположником ее стал крупный советский мастер Н. М. Абрамов. Над созданием таких панно работают сейчас художественные промыслы в селе Хотьково под Москвой, в городах Малоярославце и Кирове. В последнее время ряды любителей мозаики из дерева пополнились многочисленной армией пытливых исследователей - пионеров и школьников.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.