В пятнадцати минутах ходьбы от центра Тбилиси, в старом районе города, расположилась маленькая площадь. Не тан уж давно - лет двадцать тому назад - здесь шумел, зазывал прохожих яркий и пряный кавказский базар. Ныне тут сравнительно тихо, лишь проносятся мимо машины в направлении к широкому современному шоссе, которое ведет к аэродрому и в Орточалы, где в начале века в пышных орточальских садах часто бывал и творил гениальный самоучка Нико Пиросманишвили. А направо от площади тяжело поднимаются вверх узенькие, покрытые булыжником улочки старого города. На площади, почти рядом с мутной Курой, в небольшом четырехэтажном здании находится республиканский Дом народного творчества, а на противоположной скалистой стороне реки возвышается старинный замок Метехи. И, приходя в студию, начинающие художники встречаются с историей своего народа. В 1959 году бывший ученик Дома народного творчества - чеканщик Гурам Габашвили, уже окончивший к тому времени Академию художеств, отправился в путешествие по республике. Это была не праздная поездка, а поиск талантливых художнинов самоучек, открытие народных дарований. На выставке в кахетинском городе Телави Гурам увидел работы Джемала Хуцишвили. Они сразу обращали на себя внимание. В пейзажах молодого самодеятельного художника чувствовалась какая-то мощь, еще не раскрывшаяся до конца сила, ощущалось незаурядное чувство цвета, колорита. С самим автором работ Габашвили тогда не встретился, но несколько пейзажей он отобрал для республиканской выставки самодеятельных художников, которая состоялась в Тбилиси в том же 1959 году. Через несколько месяцев после этого Джемал Хуцишвили приехал в Тбилиси и принес в Дом творчества новые работы. А скоро совсем переехал в столицу. Здесь он устроился на завод подсобным рабочим и все свободное время писал картины. В 1961 году на Всесоюзной выставке художников-самоучек в Москве Хуцишвили был награжден дипломом. Казалось, что дальнейший путь его ясен и безоблачен - повышать мастерство, поступать в академию и работать, работать, работать. Но случилось неожиданное. После возвращения с московской выставки Джемал Хуцишвили в течение двух лет не написал практически ни одной картины. Он трудился на заводе, и можно было подумать, что живопись, краски перестали его интересовать. На самом деле все было, конечно, не так. Просто к Джемалу Хуцишвили, как ко всякому подлинному художнику, пришли сомнения. Собственное творчество перестало его удовлетворять, ему стало казаться, что все он делает не так. Он не бездельничал, а обдумывал, смотрел, часами бродил по окрестностям Тбилиси и по выставкам. Через два года Джемал Хуцишвили, уже более требовательный к себе, вновь появился в Доме народного творчества. В его картинах всегда ощущалось влияние Пиросмани, за эти последние два года он многому научился и у других выдающихся грузинских художников - Давида Канабадзе, Ладо Гудиашвили, Елены Ахвледиани. Год назад в Москве, в Центральном доме работников искусств, открылась персональная выставка Джемала Хуцишвили. Она имела такой успех, что ее затем экспонировали в Музее искусств народов Востока. На нынешнюю выставку в журнале «Смена» художник представил много новых произведений. В его картинах столько проникновенного мастерства и столько вкуса, такое сочетание неторопливости и кипящего напряженного темперамента, что даже трудно поверить в то, что создал их художник-самоучка. В них ощущалось дыхание Грузии, здесь присутствовала сама она - древняя, мудрая и благородная. Грузия открывалась не традиционным ярким показом вздымающихся волн Черного моря на фоне гордых горных вершин, не натюрмортами, на которых щедро рассыпаны виноградные кисти, сочные груши и солнечно-желтые мандарины, но в самой изначальной сути своей. Художник сумел уловить душу народа, специфику его жизни. Картины Джемала Хуцишвили несут в себе идею вечной жизни народа, который бессмертен в своем трудолюбии, в жизнерадостности, в желании творить добро. В книге отзывов о выставке Хуцишвили есть такая запись: «Дорогой Джемал! Огромное спасибо за Ваш талант, за Ваши картины. В них чувствуется что-то вечное, народное. Не всякому дано так глубоко, убежденно и страстно раскрыть душу родины и сердце своего народа. То, что Вы делаете, это прекрасно. И написаны Ваши картины на самом высоком профессиональном уровне. Хотелось бы еще раз встретиться с Вами». К этому пожеланию могут присоединиться все любители живописи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.