Как известно, путь, пассажиров от города до аэродрома и пересадки столь длительны, что нередко сводят до минимума тот выигрыш во времени, который дают современные реактивные самолеты. Чтобы сократить вспомогательное время, английский инженер Майкл Бёрд предложил проект поезда-самолета. Поезд, прибывший по монорельсовой дороге из центра города в аэропорт, вводится в фюзеляж специально оборудованного самолета. После приземления в аэропорту другого города самолет подводится к такой же подвесной монорельсовой до-роге. Пассажиры, оставаясь на своих местах, следуют дальше, в город. Однако для осуществления такого проекта нужен достаточно вместительный самолет, по меньшей мере такой, как знаменитый советский «Антей».
Индивидуальный врач шофера
Любой автомобильный инспектор без труда может определить, пьян шофер или трезв. Но шофер может быть просто утомлен или болен, и это тоже представляет опасность при управлении автомобилем. Как же предупредить возможное в таких случаях несчастье? Бельгийский изобретатель Жан Гобелен предложил прибор, который в значительной мере способствует сокращению числа автомобильных катастроф. Это как бы индивидуальный врач и инспектор шофера. На запястье правой руки водителя надевается браслет, в который вмонтирован датчик, посылающий транзисторному устройству сигналы о сердцебиении, изменениях температуры кожи и потоотделении. Транзисторное устройство связано с карбюратором и регулирует подачу бензина в двигатель. Если водитель сильно утомлен или чрезмерно возбужден, подача бензина автоматически уменьшается, и автомобиль замедляет скорость. При явной опасности (водитель тяжело болен или пьян) на приборной доске загорается красная лампочка, и автомобиль останавливается.
Пересадка отдельных органов от одного организма другому очень сложна из-за так называемого «биологического барьера», преодолеть который до сих пор удавалось в крайне редких случаях. Но тем не менее врачи и ученые настойчиво продолжают исследования в этом направлении. Интересна смелая работа французского хирурга Жан-Поля Бинэ, который пересаживает больным людям сердечные клапаны, взятые от животных. Впервые он проделал такую операцию в 1965 году. С тех пор французские врачи осуществили тридцать таких операций. Парижский госпиталь получает на бойне здоровые сердца только что убитых свиней, телят и баранов. В стерильных камерах от этих сердец отделяются митральные и аортные клапаны, которые затем хранятся в растворе ртутного соединения. Сердечные клапаны животных не отбрасываются организмом человека, так как они представляют собой мертвую ткань, против которой не возникает иммунологической реакции несовместимости. Наиболее удачными при пересадке оказались сердечные клапаны свиней. Однако потребуются еще годы, чтобы определить, сколь долго и как хорошо такие клапаны будут работать в организме своих новых хозяев. Пока это всего лишь опыт.
Еще раз о «зрячей» коже
О так называемом «кожном зрении» в последнее время много говорят, пишут, спорят. Вслед за известной Розой Кулешовой обнаружилось довольно много людей, обладающих такой способностью. Однако достаточно убедительного объяснения этому явлению до сих пор никто из ученых не дал. Сейчас предпринята еще одна попытка объяснить «кожное зрение» с помощью опытов на животных. Ученые Гарвардского и Из-Иэльского университетов Кон и Беккер изучали кожу лягушки, морской свинки, крысы и других животных. Кожу снимали с животного, вводили в нее электроды и подвергали воздействию ярких вспышек света. Чтобы убедиться в том, что электрическая реакция не вырабатывается каким-то другим способом, не связанным с кожей, такой же обработке подвергались кусни белой ткани. Хлопчатобумажная ткань не давала никакой реакции, тогда как от кожи в каждом случае исследователи получали резкий импульс тока. Удалось установить, что кожа с богатым содержанием пигмента меланина реагирует сильнее, но даже ножа животных-альбиносов, в которой меланина нет вообще, явно реагирует на вспышки света. Исследователи обнаружили две различные формы реакции. Одна фактически мгновенна, другая достигает максимума спустя несколько секунд после вспышки и чувствительна главным образом к световым волнам, исходящим от фиолетового конца спектра. Исследователи считают, что характер реакции кожи на свет аналогичен реакции глаза. Однако реакция глазного пигмента в тысячи раз интенсивнее, чем реакция кожи. Кроме того, глазные пигменты обладают выборочной чувствительностью к определенным цветам. По мнению исследователей, не исключена возможность, что механизм реакции кожи на свет в основном такой же, как и механизм реакции глаза.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.