1917 - 1967

опубликовано в номере №959, май 1967
  • В закладки
  • Вставить в блог

За всю вторую мировую войну ни на одном участке фронта фашисты не защищались с таким остервенением, как в Берлине. Длинен и тернист был путь Советской Армии до Берлина. Многомесячная битва под Москвой, оборонительные сражения в Одессе и Севастополе, Ленинград, Сталинград и Курская дуга - классические страницы военного искусства Великой Отечественной войны, исписанные миллионами имен советских героев. Фашисты защищались в Берлине с отчаянием смертников. Несмотря на упорство врага, ударные группировки советских фронтов через девять дней наступления соединились в районе Потсдама. В Первомай была взята имперская канцелярия и пал последний оплот гитлеризма - рейхстаг, на котором запылал красный флаг победы советского народа. Фашистская армия капитулировала, и вскоре наступило девятое мая - День Победы, который мы празднуем в этом году двадцать третий раз.

СЕРГЕЙ БОРЗЕНКО, Герой Советского Союза

Свои берлинские снимки комментирует бывший фотокорреспондент газеты «Комсомольская правда» ИВАН МИХАЙЛОВИЧ ШАГИН:

- Когда туманным весенним утром 23 апреля наша «эмка» проскочила мимо первой немецкой стрелки - указателя «Берлин», я вспомнил другую стрелку, только написанную на русском языке. «На Берлин!» - вывела солдатская рука углем на куске фанеры, прибитом к подмосковному километровому столбу, тогда, в январе 42 - го, я сфотографировал нацеленную на запад стрелу. И вот он, конечный пункт войны, под ногами... Я восстанавливаю в памяти ту, последнюю неделю войны в Берлине по своим фотографиям. Вспоминаю огненный путь к рейхстагу, бой в районе центральной скотобойни, перекресток двух улиц, на котором под огнем немцев лежали наши раненые... В те дни я старался снимать все подробности штурма Берлина - танковые атаки, штурмовые броски автоматчиков, спящих, усталых советских солдат на ступеньках берлинских подъездов... Из - за скелетов домов удалось сделать первый снимок рейхстага. Непривычно было видеть пушки, низко склонившие дула к земле, - стреляли прямой наводкой. Из подвалов дома Гиммлера стремительно выскакивали наши бойцы и короткими перебежками, прячась в воронках и за грудами камней, устремлялись к рейхстагу. Гремели орудия, стучали пулеметы, рвались гранаты. Творилось что - то невообразимое. Я понимал, что эта моя съемка - самая главная. В визир фотоаппарата было видно, как бежали и падали на подступах к рейхстагу советские солдаты, падали, не добежав нескольких шагов до его стен. Скольких жизней стоил каждый шаг штурма! С большим трудом мне удалось пробраться на командный пункт батальона капитана Неустроева, бойцы которого уже укрепились на первом этаже рейхстага. Фашисты отбивались, засев в подвале. Прячась за развалинами, перебегая с места на место, я почти автоматически снимал все вокруг и вдруг почувствовал, что что - то случилось. Наконец понял - тишина! Немцы капитулировали! Это было тан неожиданно, тан непривычно, что я растерялся и не знал, что теперь делать, - сказалось огромное нервное напряжение последних дней. Несколько часов не мог ничего снимать. А потом пошли уже почти «мирные» кадры - вереницы пленных, белые флаги в окнах зданий, расчистка улиц... Недалеко от рейхстага лихой молодой боец конвоировал плененного им немецкого генерала. Очень понравилось мне лицо парнишки. Сколько было в нем радости и гордости! У входа в рейхсканцелярию валялся огромный фашистский герб. Невозможно было не снять двоих солдат, внимательно рассматривающих его. В блокноте тогда записал: «Фашистский герб у ног победителей».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Ленин идет к октябрю

13. «В далекие, далекие времена...» (1902 - 1903)