Была ли Беатриче?
С образом Беатриче Данте Алигиери пришел в литературу. Ей посвятил восемнадцатилетний поэт свое первое восторженное стихотворение. О своей любви к ней рассказал он в «Новой жизни». Кто же такая Беатриче? Джованни Боккаччо, друг великого флорентийца и его первый биограф и комментатор, утверждает, что это дочь Фолько Портинари, соседа семьи Алигиери. По его словам, Данте впервые увидел Беатриче на детском празднике, когда ему было девять лет. Девочке - восемь. Девять лет спустя произошла другая встреча, оставившая неизгладимый след в душе будущего поэта. Ранняя смерть Беатриче вызвала душевный перелом у Данте. Скупые данные флорентийских архивов подтверждают, что Беатриче (Биче), дочь Фолько Портинари, родилась в 1266 году, вышла замуж (неизвестно когда) за дворянина Симоне де Барди и умерла в 1290 году. Как будто все совпадает. Но вот уже в XIV веке францисканский монах Франческо да Бути высказал мнение, что Беатриче Данте не имеет ничего общего с Биче Портинари. Эту точку зрения разделил в прошлом веке известный дантовед Габриэло Россетти. Россетти заявил, что у Данте вообще не было никакой возлюбленной, что вся история с Биче Портинари на совести падкого на выдумки Боккаччо и что на самом деле Беатриче - аллегорическое изображение «Деятельного Разума». Большинство ученых, однако, решительно высказа - лись против категорических утверждений Россетти. В связи с отмечавшимся недавно юбилеем Данте - 700 - летием со дня его рождения - снова разгорелись страсти вокруг Дантовой «дамы сердца». В защиту аллегорического истолкования Беатриче на этот раз выступили геттингенский теолог Карл Стан - ге и итальянский лингвист Марио Алессандрини. По мнению Станге, любовная драма в «Новой жизни» - это «спроецированная вовне» история внутреннего духовного борения поэта, вступавшего в пору более глубокой религиозности. Беатриче же - символ францисканской набожности и смирения. А что она Биче ди Фолько Портинари - это, мол, могло прийти на ум только «легкомысленному» Боккаччо с его реалистичной и «плотской» фантазией. В действительности, считает Станге, женские имена у Данте символизируют музы, вдохновлявшие его и его собратьев по перу. В «Новой жизни» говорится о смерти Фолько Портинари (по архивным данным, он умер в 1288 году). На самом деле, полагает Станге, аллегорический отец аллегорической Беатриче - это Гвидо Гвиницелли, основатель школы «сладостного нового стиля», к которой принадлежал и сам Данте. Смерть отца Беатриче символизирует превосходство молодых поэтов школы над своим старейшиной: Другую попытку символического истолкования творчества Данте предпринял Алессандрини в книге «Данте - Верный любви». Как и другие поэты «сладостного нового стиля», Данте, утверждает автор, входил в религиозную секту «Верных любви», близкую к запрещенному ордену тамплиеров. Члены секты пользовались своего рода «эзоповым языком» для выражения своих идей. Имена женщин, воспетых разными поэтами «сладостного нового стиля», означают на деле одно и то же: «Святую мудрость», почитаемую членами секты. Конечно, поэтический образ Беатриче - это не портрет дочери Фолько Портинари (то же самое можно сказать, к примеру, об образе Лауры у Петрарки или Фьюметты у Боккаччо). Но был ли у этого образа реальный прототип? «Старый теологический предрассудок, что аллегория господствует надо всей поэзией Данте, - говорит критик Бруно Нарди, - выхолащивает из нее саму поэзию».
Откроем «Божественную комедию»:...
Я тот, что лишь пишу
По вдохновенью страсти, и что скажет
Душе любовь, то в стих я заношу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.