Получив специальный пропуск, группа советских художников, совершавшая поездку по Италии, выехала из Сиены во Флоренцию. Миновав пропускной пункт, мы оказались в центральной части города-музея, особенно сильно пострадавшего от наводнения. Мокрая свинцовая мгла повисла над городом, и казалось, солнце не в состоянии разогнать ее. Медленно, очень медленно уходит в историю утро 4 ноября 1966 года, ставшее «дантовым адом» для флорентийцев и Флоренции. Сотни миллионов кубических метров воды, скопившихся в результате ливневых дождей, прорвав плотину на веками дремавшей реке Арно, сопровождаемые ураганным ветром, устремились на Флоренцию. Бешеным натиском воды были разрушены резервуары с мазутом. И эта дьявольская смесь воды, мазута и грязи, ворвавшись в город, уничтожила многое из того, что создавалось и накапливалось веками. Затем вода отступила, оставив после себя блестящую маслянистую грязь, метровым слоем покрывшую улицы Флоренции. В этом маслянистом болоте отразилась чудовищная картина катастрофы: пустые глазницы витрин уничтоженных магазинов, кафе и ресторанов, лавок кустарей - золотых дел мастеров. Пострадало множество памятников итальянской архитектуры и шедевров искусства итальянского Возрождения. Погибло одно из величайших сокровищ искусства - распятие Чимабуэ, художника, который был рожден, чтобы дать, по словам Ваззари, первый свет искусству живописи. В церкви Санта-Кроче одиноко стоит в грязи статуя «девственницы», выжившая после катастрофы. В этой же церкви под слоем грязи оказались могилы великих итальянцев, чьи имена принадлежат всему человечеству: Галилея, Макиавелли, Микеланджело. Вода не пощадила и капеллу Медичи работы Микеланджело, повредила скульптуры Вакха, Брута, Мадонны Пити, Маленького Давида. В церкви Санта-Мария Новелла сильно повреждены фрески Паоло Учелло и Мазаччо. Мраморная копия микеланджеловского Давида возвышается на площади Синьории перед входом в палаццо Веккьо, где расположен муниципалитет Флоренции. Гневный взгляд Давида, приобретающий в этой тревожной, моросящей мгле какой-то трагический оттенок, обращен в сторону галереи Уффици, где погибли, либо основательно повреждены, несметные художественные сокровища, среди которых полотна Боттичелли, Лотто, Лоринцетти, Анджелино, Беллини, Липпи и другие. Мы видели, как в Итальянском Дворике палаццо Веккьо идет раздача продовольствия населению города, а рядом, на площади Синьории, где бронзовым диском отмечено место сожжения Савонаролы в 1498 году, возглавлявшего борьбу флорентийского народа против Медичи, стоят красные пожарные машины.
<часть текста утрачена>
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.