Вот и опять весна... Тридцатая в моей жизни. Снова все вокруг дышит футболом, в газетах замелькали прогнозы, традиционные интервью с осторожными тренерами, бодрые, оптимистические высказывания руководителей федерации, в киосках продаются цветастые книжечки календарей... Словом, все как всегда. А мне немного грустно, и, честно говоря, сейчас я до боли в сердце завидую беззаботным, вихрастым ребятам из «Ростсельмаша», слушающим мои последние наставления перед игрой. Дробно стуча шипами, они пройдут по коридору, выбегут на поле, и весь мир сразу, вмиг исчезнет для них, останутся только «они» и «мы». И мяч, который, желая продемонстрировать его безразличие и бездушность, называют «круглым». А мне уже не играть. Я дойду с футболистами до кромки поля, улыбнусь им, даже, может быть, скажу какие - то ничего не значащие слова. Теперь мое место на трибунах - радующихся и страдающих, орущих и шепчущих, безжалостных и всепрощающих. Для них я не тренер, а такой же болельщик, разве что чуточку более квалифицированный. Футбольные статистики (а они знают все гораздо лучше нас с вами) утверждают, что в первенстве страны я сыграл 155 матчей, за сборную СССР - 31 и добрую сотню кубковых, международных и товарищеских игр. Были среди них и отличные, и посредственные, и просто плохие. Но никогда, даже в самые горькие, самые печальные минуты я не раскаивался в выборе своей спортивной «профессии». Я люблю футбол, и сейчас это чувство ощущается острее, чем когда бы то ни было. Но хватит, довольно эмоций. Ведь читатель ждет, наверно, очередных словоизлияний по поводу успеха киевлян и моих земляков - ростовчан (здесь уж мне, как говорится, и карты в руки), теоретических рассуждений об итогах чемпионата мира или, на худой конец, таких же банальных «воспоминаний ветерана», в которых преувеличенное внимание к собственной персоне иной раз вступает в явное противоречие со здравым смыслом. Я же хочу поговорить о другом. Просто о футбольной команде. Содружестве людей, объединенных великой любовью к футболу. Что такое современная футбольная команда мастеров? Это три десятка игроков, тренеры, обслуживающий персонал. Это разные характеры, разные привычки, разные интересы и устремления, разные возрасты. И вот из такого «единства противоположностей» тренеры должны создать и создают команду, способную не только играть в футбол, не только побеждать, но доставлять всем вам, ее поклонникам, удовольствие, наслаждение, радость. Если бы вы знали, как это трудно!
Через три дня матч. Обычная, рядовая игра, которая ничего не решает. Выиграем - перейдем с седьмого места на шестое, сыграем вничью - останемся там же, проиграем - будем восьмыми. Но у игрока А заболел сын, и он этим очень расстроен, игрок Б поссорился с игроком В, а им играть рядом, к тому же молоденький игрок Г влюбился и каждый вечер тайком удирает со сборов на свидания. Да и у тренера настроение не очень веселое: звонил «сам», выражал недовольство прошлым поражением и, конечно, дал указания по поводу состава на будущую игру. Хотите знать, что из всего этого получилось? А ничего. Тренировка прошла нормально. Матч тоже. Даже «сам» выразил удовольствие, хотя состав был не предначертанный им, а совсем другой. Вот только игрок Г, отвергнутый любимой девушкой, играл из рук вон плохо, за что и был в газетном отчете удостоен туманных намеков на зазнайство и даже «звездную болезнь». Кроме того, у Д серьезная травма, и он надолго выбыл из строя, а здоровяк Е, в жизни ничем не болевший, схватил где - то насморк и теперь мучается отчаянно... И так изо дня в день, из месяца в месяц. Не хватайтесь за голову и не разводите в изумлении руками. Ничего из ряда вон выходящего не произошло, и ваша любимая команда будет играть так же, как и прежде. Вспомните, как обстоят дела у вас на заводе или в учреждении. Ежедневно там происходит то же самое, и никто из - за этого не останавливает производство и не прекращает работу над проектами. Футбольная команда - это коллектив, и тренер, будь он хоть семи пядей во лбу, ничего без его помощи не смог бы сделать. Помимо любви к футболу, членов команды объединяет профессиональное отношение к любимому виду спорта (во избежание недоразумений хочу сразу же оговориться: профессиональное отношение к спорту и профессионализм - понятия совершенно различные). Именно профессиональное отношение к футболу помогает тренерам команд мастеров преодолевать все жизненные барьеры и барьерчики. Оно проявляется во всем - в каждодневном, изнуряющем труде на тренировках, в отношениях внутри коллектива, в образе жизни футболистов. Тренер может со спокойной душой отдаться своему основному занятию - творчеству, продумывать всевозможные новинки, работать индивидуально с игроками, звеньями и т. д. Именно благодаря высокому профессиональному отношению спортсменов киевского «Динамо», ростовского СКА и бакинского «Нефтяника» к своим обязанностям эти команды стали в прошлом году во главе советского футбола.
А вот вам и противоположный пример: провал ленинградского «Зенита». В этой команде не было никаких громких ЧП, все шло, казалось бы, тихо - мирно, а разлад получился полный. Объяснение простое: несколько ведущих игроков команды (их потом пришлось отчислить) потеряли всякий интерес к футболу, перестали относиться к нему профессионально. А теперь я хочу назвать самых заклятых, на мой взгляд, врагов любой футбольной команды и футбола вообще. Вот их имена: невоздержанность в алкоголе (попросту говоря, пьянство) и меценатство. Когда мы говорим о ком - нибудь: «Этот человек - настоящий спортсмен», то подразумеваем под этим не только его постоянное участие в соревнованиях, степень мастерства, но и избранный образ жизни, в котором строгое соблюдение режима играет далеко не последнюю роль. Поверьте, это говорит не ханжа, не отшельник, живущий без людских радостей. Если я и добился чего - нибудь в спорте, то только благодаря строгому выполнению законов спортивного режима. А сколько талантливых, известных футболистов так и не смогли вкусить радости большой победы из - за своей распущенности, невоздержанности! Был у нас в Ростове быстрый, напористый правый крайний Владимир Смирнов. Все мы, и тренеры, и игроки, и болельщики, ждали от него многого. Владимира даже пригласили сыграть за вторую сборную страны. К сожалению, у парня оказался слабый характер. Он стал пить, и футбол ему этого не простил. Алкоголь изнурял организм, одна за другой пошли травмы, и никакой талант уже помочь Смирнову не мог. Он не был настоящим спортсменом, и спорт от него отказался. Примерно такая же судьба у москвича В. Денисова, у М. Посуэло и некоторых других футболистов, променявших спорт на водку. Спросите у Л. Яшина, Н. Симоняна, И. Нетто, В. Бубукина, Г. Хусаинова о том, что им помогло добиться успехов в спорте, и услышите одинаковый ответ: прежде всего строгое соблюдение спортивного режима. А история долголетней и блистательной карьеры англичанина С. Мэтьюза, испанца Ди Стефано или наших Н. Дементьева и А. Гогоберидзе разве не говорит о том же самом? А теперь о меценатах. Когда - то так называли богачей, покровительствующих литературе и искусству. В налги дни, когда само понятие «благотворительность» потеряло всякий смысл, а слово «меценат» приобрело совершенно иную - ироническую окраску, право, даже неудобно называть меценатами уважаемых, известных людей - директоров заводов, руководителей городских и общественных организаций, крупных военачальников.
Никому из них в голову не придет мысль вмешаться в опыты ученого, в творчество писателя, художника или, скажем, учить дирижера, как надо репетировать с оркестром. А в спорте, особенно в футболе, такое вмешательство в порядке вещей. Все эти люди - в какой - то степени их можно понять - принадлежат к беспокойному племени болельщиков и совершенно искренне желают успехов своей любимой команде. Как известно, завзятые болельщики не ограничивают свою привязанность к футболу одним лишь присутствием на матчах. В разговорах между собой они очень любят поразвлечься игрой, которую условно можно назвать «Если бы я был тренером». Они и состав самый наилучший выберут, и план игры разработают, и тренера изругают всласть... Поговорят, отведут душу и спокойно разойдутся по домам. Некоторые же болельщики (к ним - то как раз и подходит это неприятное слово «меценат») не хотят понимать нас, спортсменов, и от слов переходят к делу. Они, используя свое служебное положение и вес, начинают вмешиваться буквально во все дела футбольной команды: дают тренеру указания по тактике, назначают (да, да, именно назначают) состав на игру. Меценату с амбицией и излишним самомнением ничего не стоит устроить тренеру публичный разнос с криком и руганью в присутствии всего коллектива. По своему опыту знаю - горе тренеру или игрокам, если попробуют они перечить такому «шефу». Проиграет завтра команда - и все, дни тренера или игрока сочтены. Те, кто вчера еще покровительственно хлопал тебя по плечу, обещая «златые горы», теперь будут из кожи лезть, чтобы убрать впавшего в немилость из команды. Именно из - за таких людей пришлось покинуть Ростов чудесному педагогу и тренеру Виктору Александровичу Маслову. Не хочется вспоминать старые обиды, но все же скажу, что и мне в свое время досталось от меценатов немало. У каждого такого мецената есть в команде свои любимчики, которых они всячески покрывают, нанося тем самым непоправимый вред воспитанию у спортсменов высоких моральных качеств. В свое время у нас в Ростове замяли уголовное дело В. Медведева. Дескать, некем его заменить на месте левого защитника. Помогло ли это Медведеву, понял ли он что - нибудь? Нет. Через год уехал в ташкентский «Пахтакор» и там продолжал пьянствовать до тех пор, пока его не отчислили. А ежегодные переманивания игроков из команды в команду? Федерация футбола СССР принимает всевозможные жесткие решения, газеты ругают тренеров (которые, кстати, иногда не имеют никакого отношения к такой закулисной возне), а потом, глядишь, появляется еще одна бумага: «...в виде исключения, в последний раз» и т. д.
Чтобы не быть голословным, процитирую слова председателя федерации Н. Ряшенцева из его интервью, опубликованного недавно в газете «Правда»: «... И сейчас один за другим в федерации раздаются настойчивые звонки, покровители и «меценаты» просят, советуют, даже требуют». Прочитает иной «ответственный» болельщик все это и подумает: «Ну, это не обо мне, а о других. С «моей» командой все в порядке». Нет, нет, именно о вас, товарищ директор завода, о вас, товарищ секретарь обкома, о вас, товарищ генерал... Нам, футболистам, бывает очень приятно, когда вы просто приходите к нам в раздевалку пожелать успехов. Добрые слова всегда помогают, вселяют бодрость, уверенность в своих силах. Но, пожалуйста, не забывайте при этом, что футбол - очень нежное и тонкое искусство, любое некомпетентное вмешательство только вредит его росту. Поверьте, лучшие умы спортивного мира трудятся над разработкой «тайн» футбольной стратегии. Относитесь к ним с таким же уважением и почтением, как и сами спортсмены. Можно ли бороться с меценатской болезнью? Так ли уж, она непобедима и всесильна? Не задумываясь, отвечу: можно! И прежде всего принятием свода законов, своего рода конституции нашего советского футбола, изменять которую, скажем, в течение пяти лет было бы просто запрещено. В этом кодексе не должно остаться ни одной лазейки для любителей околофутбольных финтов. Тогда раз и навсегда будет покончено с сюрпризами, подобными прошлогоднему, когда в очередной раз было изменено «последнее и окончательное» решение о числе команд в первой группе. Стоит подумать и о статуте футбольных команд мастеров. На мой взгляд, заслуживает внимания опыт спортивных организаций ГДР, реорганизовавших команды, участвующие в первенстве республики, в самостоятельные футбольные клубы с собственным бюджетом. Клубы эти любительские и объединяют до 15 команд всех возрастов. Средства клубы получают от сборов за матчи и членских взносов. Думается, что у нас членами клуба могли бы стать все желающие - приверженцы этого коллектива. Они бы пользовались, к примеру, правом приобретения билетов на матчи своей команды в первую очередь. Клубы же обязаны воспитывать своих болельщиков, учить их элементарной футбольной грамоте и отвечать за их поведение на стадионе. А воспитывать болельщиков просто необходимо. Мы справедливо гордимся тем, что наши зрители - самые объективные в мире. В качестве примера после этой фразы приводят случаи, когда во время международных матчей нашу команду освистывают, а зарубежной аплодируют. Да, действительно, так случается довольно часто. Честно скажу, и мне и моим товарищам в такие минуты бывало обидно до слез. И ведь знаешь, что освистывают тебя немногочисленные крикуны, как правило, не разбирающиеся в футболе, но все равно - играть становится трудно и ошибки сыплются одна за другой. Вспоминаю Стамбул, наш матч со сборной Турции перед первенством мира в Чили. Эта игра решала многое.... Команды выстроились в центре поля. Зазвучал турецкий гимн. Все болельщики в едином порыве встали и запели. Казалось, они давно готовились к этой минуте и заранее все отрепетировали. Честно скажу, нам было жутковато. И лишь советский гимн, выслушанный стадионом в полной тишине, успокоил нас. Мы уже не чувствовали себя одинокими. Кончился этот трудный матч. Надежды турецких болельщиков не сбылись. Но свою команду они проводили аплодисментами. Ни свиста, ни оскорбительных выкриков в адрес игроков никто себе не позволил. Да, без вас, болельщиков, футбол просто немыслим. Но всегда ли вы проявляете доброту, человечность к своим любимым командам и игрокам? Оголтелый юнец кричит с трибуны: «На пенсию!» - опытному, известному игроку, имеющему огромные заслуги перед отечественным спортом, но никто не оборвет, не пристыдит крикуна. Кучка хулиганов поносит на чем свет стоит вратаря, пропустившего только что гол, а все считают, что так и должно быть: «страсти болельщиков накалены до предела», «темпераментные зрители» и т. д. А проблема дебютантов? Введение нового игрока в устоявшийся состав всегда связано с определенным риском, и очень часто тренеры (как это ни парадоксально) предпочитают рисковать не на своем поле, где «и стены помогают», а на выезде. Дома дебютанта, который, конечно, волнуется, могут и освистать, да так, что надолго отобьют парню охоту вообще играть в футбол. К счастью, подобных «болельщиков» не так уж много на наших стадионах и не для них стараются спортсмены, не для них существует мир футбола, приносящий истинному любителю много радостных минут. Я считаю двенадцать лет жизни в большом футболе самыми счастливыми в своей биографии. С благодарностью и любовью вспоминаю своих старших товарищей - замечательных спортсменов, настоящих патриотов своей страны и советского футбола - Игоря Нетто, Никиту Симоняна, Льва Яшина, Бориса Кузнецова, Валентина Иванова, моих ровесников - Славу Метревели, Мишу Месхи, Володю Маслаченко. У них учился я трудолюбию, требовательности к себе, упорству и целеустремленности. Эти футболисты - эталон спортсмена нашего времени. На всю жизнь останутся в душе самые лучшие чувства к моей команде СКА и ребятам - ростовчанам, вместе с которыми «съеден» не один пуд соли. Хочу помянуть добрым словом и людей, которым я обязан очень и очень многим: тренеров И. Гребенюка, Г. Дуганова, П. Щербатенко, В. Маслова, А. Старостина, Г. Качалина, К. Бескова. Но есть человек, о котором я всегда вспоминаю с особой нежностью. Это Валентин Бубукин, нынешний тренер московского «Локомотива». Отличный товарищ, большой спортсмен, веселый, остроумный, он был душой сборной. Сколько раз вдали от Родины, в каком - нибудь заграничном отеле, всех нас охватывала тоска по дому, по близким! Что бы мы делали, как бы мы играли, если бы не Валя! Он словно угадывал эти минуты, и тотчас же раздавался его веселый голос, собиравший всех ребят, - и грусти как не бывало. В том, что в 1960 году мы выиграли Кубок Европы, - величайшая заслуга Вали Бубукина. Он не только блестяще играл в финальном матче, но и сумел сплотить, воодушевить всех нас. Ох, как не хватает иным командам такого вот заводилы, настоящего футбольного комиссара! Конечно, вроде бы рановато тридцатилетнему человеку подводить итоги своей жизни. Она ведь только - только началась, все еще впереди. Но как бы ни сложилось будущее, куда бы оно ни завело, я не мыслю жизни без футбола, вне его. Друзья мои, болельщики, потеснитесь, пожалуйста, на своей трибуне. Разрешите и мне сесть вместе с вами. У нас ведь одна, общая любовь - футбол!
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.