Почти каждая художественная выставка, на которой экспонируются произведения наших дней, знакомит зрителей с новыми именами. Приятно увидеть под интересной работой еще неизвестное тебе пока имя, означающее, что в искусство вошел новый художник. В этом смысле юбилейная экспозиция «Художники Москвы - 50-летию Октября» порадовала любителей изобразительного искусства. И в живописи, и в графике, и в скульптуре было представлено немало работ молодых авторов. С двумя из них мы и хотим вас познакомить. Живописец Павел Боровиков выставляется впервые, он совсем недавно окончил художественный институт. Однако его полотно «Нашествие» привлекло большое внимание посетителей и коллег по искусству. Картина посвящена Великой Отечественной войне - теме, к которой не раз обращались художники. Да и на этой выставке было довольно много произведений, повествующих о военном времени. И тем не менее работа П. Боровинова не потонула в общей массе. Автор сумел достаточно убедительно и достоверно передать состояние высокой психологической напряженности. Виселица, фашист с автоматом... Перед нами галерея лиц: скорбь, горечь, страдание... Но нет отчаяния. Все эти люди объединены общим чувством непримиримости, даже маленькая девочка, прижавшая к себе самодельную, «военную» куклу. Художник избирает ситуацию в высшей степени трагичную, чтобы через нее показать величие духа советских людей, не сломленных фашистским нашествием. Изобразительный язык картины строг, цвета суховаты, что интонационно вполне соответствует содержанию картины. В отличие от П. Боровикова скульптор Татьяна Каленкова уже не первый раз представляет свою работу на суд зрителей. Ее произведения экспонировались этой зимой на молодежных выставках. Многие, наверное, помнят скульптуру Т. Каленковой «Стихи», очень выразительную по внутреннему раскрытию чувств при внешней сдержанности. Здесь, на юбилейной выставке, она показала композицию «На новых местах». Герои Каленковой просто и спокойно смотрят в глаза новой жизни. Без наигранного пафоса и воодушевления, но и без тени неуверенности или боязни, без суетности. Такое впечатление спокойствия и уверенности создает сама композиция скульптуры. Эта устойчивость в лепке ног, например, даже несколько утрирована, но в допустимой степени, с юмором, не мешающим общей серьезности произведения. Пластическое решение скульптуры интересно и красиво, тан же как интересна и красива обработка ее материала - песчаника. Радостны творческие удачи двух молодых авторов, произведения которых были представлены на значительной выставке и выдержали в связи с этим такую значительную «конкуренцию». Можно надеяться, что на ближайших выставках мы снова встретим их имена, их новые работы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.