Если же увеличивать время ожидания и очередь на входе, можно предположить, что следующая бомба взорвётся именно там, где большое скопление народа, то есть в очереди перед металлоискателем. В этом плане аэропорты Европы и России оказываются в равной степени незащищённости.
Стоимость безопасности пассажира во Франции — 720 млн евро на 100 млн пассажиров в год. Французский Руаси принимает около 7 млн пассажиров в год. Спикер считает, что увеличение количества пассажиров в связи с проведением «Сочи-2014» послужит повышению уровня аэропортовой безопасности в России, и важно не принимать тех мер, которые в данном случае скажутся на комфорте пассажира, но не усилят безопасность.
Собственно, именно это нам приходится наблюдать в израильских аэропортах. Ни на какие рейсы, кроме как на летящие в Израиль или из него, не приходится приезжать настолько заранее. Ни перед одним рейсом вас не спросят — в обязательном порядке, а не в виде исключения, — есть ли с собой оружие или наркотики, все ли вещи в вашем багаже принадлежат вам и передавал ли кто‑нибудь что‑нибудь вам на территорию страны. Кроме того, ни в одном другом аэропорте мира вы не подвергнетесь риску лишиться багажа путем его уничтожения, если, задержавшись на паспортном контроле, не успеете вовремя забрать его с ленты.
Шарм-эль-Шейх
Вместе с тем, по мнению небезызвестного путешественника, отмеченного в 2010 году журналом Forbes, израильтянина Александра Лапшина, вся эта суперсистема основана не столько на реальной заботе о безопасности граждан, сколько на желании пустить пыль в глаза. В качестве примера в своём блоге он приводит ту же самую некомпетентность сотрудников паспортного контроля и отсутствие реальной возможности пройти биометрический контроль в предназначенных для этого автоматах. Впрочем, по моему мнению, если весь этот спектакль отпугнёт хотя бы одного потенциального террориста, значит он играется не зря.
К «излишним» К. Ноден относит как раз не введение биометрии, а другие, уже действующие меры безопасности. Например, ограничение провоза жидкостей или вынуждение пассажиров раздеваться перед сканерами.
Сейчас сканеров существует три типа: с помощью первого видно всё, что надето на человеке и что не является частью его тела, он используется для поиска на теле оружия или взрывчатки; рентгеновские лучи, проникающие внутрь тела и позволяющие найти предмет, скрытый в теле; сканер (кстати, созданный белорусской компанией), позволяющий полностью проникать внутрь человеческого тела. Ни один из этих аппаратов не является опасным для здоровья.
Однако, по мнению сотрудников службы аэропортовой безопасности, есть предметы, где сканеры бессильны. К ним могут относиться перевозимые в ручной клади предметы, способные надёжно скрыть взывчатку, маскирующиеся под одеколон взрывчатые вещества, батарейки и настроенная на определённую частоту радиоаппаратура. Соответственно, здесь выявить потенциального преступника может только профессионализм сотрудника службы безопасности, догадавшегося проверить, нет ли чего ещё в провозимой ёмкости.
«Эффективность безопасности не зависит от наслаивания одних мер на другие, скорее напротив, из‑за нагромождения одни меры закрывают другие», — подчеркнул К. Ноден. Достаточно компетентных сотрудников и технологий, которые способны обеспечить безопасность транспорта. По мнению спикера, одной из самых адекватных мер является контроль личности людей, работающих в аэропортах, и людей, его посещающих, с помощью биометрии. То есть мы упираемся в тот же самый пресловутый человеческий фактор.
Поэтому спикер считает, что, как только во всех мировых аэропортах перейдут на биометрию, риск терактов будет значительно снижен и даже позволит облегчить процедуру паспортного и таможенного контроля. В частности, одной из причин отказа летать самолётами в пользу, например, железнодорожного транспорта К. Ноден назвал как раз превышенные меры безопасности.
Но здесь, пожалуй, стоит упомянуть, что железнодорожное сообщение в Европе развито не в пример российскому. Во-первых, оно значительно дешевле. Так, оплатив билет заранее по Интернету, можно уехать из Валенсии в Мадрид меньше, чем за 20 евро, при этом места в вагоне будут отнюдь не деревянными, а пассажирам будут предложены наушники и телевизор. Стоит ли говорить о том, что при самом лучшем раскладе билет на самолёт по тому же маршруту обойдётся дороже. Во-вторых, большинство железнодорожных вокзалов, в отличие от аэропортов, расположены в центрах городов. И, в‑третьих, скоростные европейские поезда не намного отстают от самолётов. Например, если воспользоваться TGV, время путешествия из Парижа в Брюссель займёт около полутора часов.
Барахас
«Опасность представляют не предметы, а люди, — подчеркнул К. Ноден, говоря о запрете на провоз жидкостей свыше 100 мл в ручной клади. — Поэтому и контролировать нужно не предметы, а людей. Мы сегодня оказались в такой ситуации, что у террориста можно забрать опасный предмет, и он может сесть в самолёт. Важно, чтобы он не мог в него сесть». Также спикер рассказал, что был разработан принцип, по которому человек, прогуливающийся в предполётной зоне или пришедший на паспортный контроль, отвечает более чем двум признакам из пятнадцати, он достоин более пристального наблюдения. Также важное значение имеет контроль со стороны самих граждан, которые могут заметить что‑то подозрительное.
Здесь мне бы хотелось привести слова другого эксперта, координатора Европейского Союза по борьбе с терроризмом Жиля де Керкова, выступавшего на другой пресс-конференции, организованной РИАН и посвящённой европейскому опыту борьбы с террористической угрозой. Отвечая на заданный в рамках видеомоста вопрос, эксперт сказал, что очень важно обращать внимание на тех, кто входит в здание аэропорта. Время, когда террористами могли оказаться только приверженцы «Аль-Каиды», прошло. Сейчас это могут быть и вполне благополучные на вид европейцы, и «местечковые» террористы, которые считаются самыми трудноуловимыми, потому что возникают и действуют строго обособленно, без связи с крупными организациями, в то время как большую роль в обезвреживании сейчас играют именно службы разведки. Сколько бы на террористов ни вешали никабы, у них нет определённых ярко выраженных черт. Террористом может оказаться и бельгийская женщина, без ведомых причин поехавшая в Ирак и там подорвавшая себя рядом с американским патрулём, как это сделала Мюриэль Дегак, и разозлившийся на датскую газету беженец, решивший, что оскорбление карикатурами пророка Магомета смывается только кровью.
Сотрудники московских аэропортов определяют потенциальных террористов «на глаз», стараясь не выделять среди них конкретные национальности или же особенности вероисповедания. Особого внимания заслуживают люди, очень аккуратно несущие свой багаж либо двигающиеся так, словно боятся лишний раз сделать резкое движение. Также особого внимания удостаиваются те, кто начинает скандалить без видимой причины.
Впрочем, опасными могут оказаться не только те, кто ведёт себя необычно. Пакетик с наркотиками или спичечный коробок со взрывчатым веществом вполне могут подбросить ничего не ведающему человеку, если он неосторожно повесил куртку на дверь в туалете. Рассказывают про случай, когда ничего не подозревающая пассажирка уже в самолёте случайно просыпала в сумку кофе, где он смешался с маленькой дозой марганцовки, которую женщина всегда возила с собой как лекарство. О том, что произошедшее дальше могло вполне сойти за средних размеров теракт, эксперты предпочитают умалчивать.
В этих же комментариях я нашла и разгадку своего критского приключения с маникюрным наборчиком: на него не обратили внимания просто потому, что я сама про него забыла.
В аэропортах следует избегать большого скопления народа и человеческих пробок.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Ставропольский край глазами его жителя
О чём молчат 38 снайперов?*
История терроризма в России от XIX века до наших дней