- Ну, - спросил он по обыкновению ворчливо, - хорошо в море?
- Хорошо, - тихо ответила Муська.
- А не врешь?
- Хорошо, - совсем тихо, но настойчиво подтвердила она.
- Смотри, пожалуйста, оморячилась!
...»Терек» резал зеленоватую воду Индийского океана. Муська стояла на белом, до блеска выдраенном штормовой волной спардеке и, широко, словно птица крылья, раскинув руки, встряхивала красный плюшевый коврик.
В этот день к ней вернулось счастье.
Григорий Абрамович Терещенко пришел на море давно, много плавал, медленно преодолевая крутую лестницу флотской службы, - с четырехклассным образованием быстро не зашагаешь! Был он на своем веку и кочегаром и машинистом; немало пота пролил, прежде чем поднялся в механики. Но, поднявшись, встал на этой высоте прочно, будто врос.
Фамилия Терещенко до самого последнего времени не числилась в судовых списках заочников, идти в пятый класс он стеснялся, а брать выше - подготовка не позволяла. И все же он учился. Учился, как принято говорить, «согласно индивидуальному плану». Существовал ли на самом деле этот план, сказать трудно, но в тесной каюте электромеханика от книг повернуться негде было.
Учился он своеобразно. Его хваткий, практической складки ум трудно осваивал теоретическую премудрость - кажется, выше затрепанного тома цингеровской еще физики Терещенко и не поднялся; другое дело технические описания машин и приборов - их он глотал, как увлекательнейшие романы. Из книг Терещенко старался выудить суть явлений, соль конструкций. Другой раз это бывало трудно, порой невозможно, но чаще природная сметка и огромный опыт выручали его, помогая разобраться в запутанных электрических схемах, в длинных незнакомых названиях.
На «Тереке» все давно привыкли к Терещенко, все знали, что, если вдруг выйдет из строя авторучка, закапризничают часы, откажет фотоаппарат или бинокль, - надо идти к Григорию Абрамовичу. И шли, уверенные, что он немножко поворчит для порядка, усмехнется, потрет большой шершавой ладонью лысину, возьмет потерпевший аварию механизм и непременно исправит.
Обязанности электромеханика на пароходе с паровой турбиной не так уж велики, но Терещенко был занят с утра до ночи, и это происходило вовсе не потому, что хозяйство его было запущено или сам он медлителен и неповоротлив. Просто Григорий Абрамович прибирал к рукам все новые и новые объекты. Вместе с динамо - машиной он прихватил дизель, «прикрепился» к киноаппарату, взял на себя гирокомпас и локаторную установку; а потом как - то незаметно стали числить за ним и все прочее штурманское вооружение.
И если сначала его просили посмотреть, скажем, закапризничавший локатор, то со временем стали уже не просить, а требовать.
- Гирокомпас врет. Что вы, Григорий Абрамович, смотрите? - недовольно замечал штурман.
- Динамик киноаппарата вышел из строя. Это тебе известно?... Известно. Так чего ж ты ждешь, Григорий Абрамович? - сердился первый помощник капитана.
- Утюг у меня опять того... - приходила к Терещенко буфетчица.
И он регулировал компас, перематывал сгоревшую обмотку в динамике (хотя на пароходе было двое радистов), заменял спираль в утюге. Обычно он работал быстро и молча, только, когда в руки к нему попадала вещь, испорченная кем - нибудь по небрежности, злился и приговаривал:
- Ядрена вошь, работнички...
Впрочем, и к этому привыкли и стали неофициально считать Терещенко своего рода судовой аварийной командой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.