7 ноября 1917 года в Москву из Питера пришла волнующая весть:
- Революция победила!
«Долг московских солдат и рабочих - поддержать петербургских товарищей», - призвал Военно - революционный комитет Московского Совета - штаб восстания.
Белогвардейцы спешно накапливали силы, они решили взять в Москве реванш за Петроград. Ряды их пополнялись контрреволюционерами, бежавшими из других городов, где уже победила Советская власть. 9 ноября командующий Московским военным округом получил телеграмму из ставки. Генералы требовали подавить восстание и обещали прислать подкрепления с фронта. В Москве разгорелись ожесточенные бои. Юнкера перешли в наступление, захватили Брянский вокзал (ныне Киевский), Кудринскую площадь (ныне площадь Восстания), Арбат. Они окружили Московский Совет, чтобы одним ударом обезглавить восстание.
На выручку Совету пришли легендарные «двинцы». О них следует рассказать подробнее. В июле 1917 года 869 солдат 5 й армии Северного фронта были арестованы «за антиправительственную пропаганду». Керенский приказал заключить их в тюрьму города Двинска (ныне Даугавпилс). Над фронтовыми большевиками нависла угроза расстрела. Это черное дело решили совершить не в Двинске, а в Могилеве, где располагалась ставка главнокомандующего и Временное правительство имело «верные части». Но план был сорван витебскими железнодорожниками: состав с арестованными они привели не в Могилев, а в Москву. Московские рабочие освободили «двинцев».
... На Красной площади путь «двинцам», пробивавшимся к Московскому Совету, преградили юнкера. Революционные солдаты пошли в штыковую атаку. Потеряв многих товарищей, «двинцы» прорвались к Московскому Совету и помогли рабочим оттеснить юнкеров. В эти часы на улицах Москвы пролилась первая кровь борцов за победу Октябрьской революции.
Достать оружие стало главной задачей восставших. В эти напряженные дни сцепщик вагонов Маркин обнаружил вблизи Гжатска, на путях Казанской железной дороги, эшелон с оружием для юнкеров. Он немедленно сообщил об этом в боевой штаб Железнодорожного района. Но когда красногвардейский отряд подошел и Гжатску, вагоны уже оцепила охрана белых. Что делать?... Маркин предложил смелый план. На большой скорости красногвардейцы подогнали паровоз к составу и на глазах у растерявшихся юнкеров увезли 40 тысяч винтовок. Революционная Москва получила оружие.
Тяжелые бон развернулись на Остоженке (ныне Метростроевская улица), где находился штаб Московского военного округа - центр контрреволюции в Москве. Этот квартал был заселен именитым купечеством и высокопоставленными чиновниками. Каждый дом приходилось брать с бою. Отрядами красногвардейцев командовал двадцатитрехлетний рабочий - большевик Петр Добрынин. Триста метров оставалось до белогвардейского штаба, когда шквальный огонь остановил атакующих. Молодой командир отдал приказ привезти с текстильной фабрики Замоскворечья тюки с хлопком. Расчет был верным: тюк с хлопком пуля не пробивала. Этими тюками обложили борта грузового автомобиля. Несколько человек притаилось за ними. Автомобиль задним ходом стал приближаться к противнику. Неподалеку от вражеских позиций красногвардейцы свалили тюки на мостовую и под прикрытием их ночью вырыли окоп. В нем закрепился авангард атакующих. Остальные бойцы во главе с Добрыниным пошли в обход. В узком переулке они натолкнулись на вражеский пулемет.
- Кому дорога революция - за мной! - крикнул Добрынин и первым бросился вперед... Добрынинская площадь Москвы в названии своем навеки сохранит память о погибшем герое.
15 ноября штаб Московского военного округа был взят.
Все теснее сжималось кольцо вокруг Кремля. Красные батареи начали его обстрел. Орудие с Никольской (ныне улица 25 Октября) било прямой наводкой по Никольским воротам. В стене образовалась брешь. Группа смельчаков проникла через нее в Кремль и открыла ворота, в которые хлынули красногвардейцы во главе с Фрунзе. Это была победа.
Через несколько месяцев Москва - сердце России - стала столицей Советского государства. В первой половине марта 1918 года в Москву из Петрограда переехало Советское правительство. А недели две спустя Владимир Ильич Ленин вызвал коменданта Кремля и сказал ему:
- Надо бы на здании Судебных установлений, где разместились ВЦИК и Совнарком, поднять красное знамя... Обязательно надо...
И тогда над древним Кремлем впервые взвилось победное советское красное знамя.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.