С особым чувством встречаем мы нынче, накануне XXI съезда КПСС, наступающий новый год. Наше будущее, наше завтра, в которое каждый стремится заглянуть, вырисовывается перед нами в проекте народнохозяйственного плана на 1959 - 1965 годы.
В этом плане большое внимание уделено вопросу перестройки средней школы, дальнейшей политехнизации обучения. И это понятно: ведь школа должна формировать, воспитывать молодое поколение, которое призвано вступить в коммунизм.
Еще XX съезд КПСС в своих решениях указывал на необходимость сочетания обучения с производительным трудом. С тех пор прошло около трех лет, нами уже накоплен некоторый опыт. Труд вошел в жизнь школьника как составная часть учебного процесса. Работа на заводе, в колхозах, в ремонтно - тракторных мастерских заставила ребят по - новому взглянуть на окружающее, пробудила интерес к созиданию, вызвала презрение к белоручкам.
Раньше у школьника была одна мечта: после десятилетки - вуз. Не попадешь туда - трагедия. Помню давний, почти анекдотический случай. Не приняли в институт одного нашего выпускника (фамилию его называть не буду), и пришел этот парень - ростом чуть пониже дверной притолоки - поступать на должность... школьного секретаря. Боялись тогда ребята завода! Но времена изменились. Сейчас выпускники охотно идут на производство. Анечка Флянова, например, окончив десятилетку, пошла работать монтажницей. Женя Бакулин, Володя Кувшин - никое, Ира Конина (из выпуска 1958 года) работают на заводах слесарями, фрезеровщиками, станочниками и успешно занимаются на заочных отделениях институтов. Свою дальнейшую судьбу эти ребята определили уже в школе, где им привили любовь к труду. Медалист Сергей Небольсин имел возможность поступить в любой вуз, но он даже попытки такой не сделал, - поехал по комсомольской путевке на строительство дороги Абакан - Тайшет. Значит, недаром имя этого ученика утверждено на доске трудового почета.
И все - таки путь из школы на производство даже в прошлом году был нелегок. Кое - какие трудовые навыки у ребят появлялись, но профессии они еще не приобретали. Структура большинства наших школ не позволяла даже думать о получении специальности.
Сейчас нам предстоит огромная работа по перестройке системы народного образования. Возникнут тысячи восьмилетних школ, умножится число школ рабочей и сельской молодежи. Появится большое количество политехнических школ второго этапа (9 - 11 - е классы), где юноши и девушки получат не только аттестат зрелости, но и производственную специальность.
Много дел нужно будет совершить работникам просвещения а ближайшие четыре - пять лет. Что ж, учителя к этому готовы! Все силы отдаст каждый из нас воспитанию подрастающей смены.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.