Девятнадцатилетняя Нина Глаголева в 1926 году демонстрировала свои выдающиеся способности перед учеными Ленинграда. Она мгновенно запоминала длинные ряды цифр, в уме возводила в квадрат и куб трехзначные и извлекала кубический корень из девятизначных чисел. Насколько все это трудно, может убедиться каждый, попробовав с одного взгляда запомнить хотя бы десяток однозначных цифр. А Глаголева запоминала сразу сорок!
Исключительной памятью обладал грек Перикл Диаманти, легко запоминавший большие группы цифр и перемножавший в уме пятизначное число на пятизначное. Л. Н. Толстой, которому Диаманти в 1900 году показывал свое искусство, говорил: «Меня поразила в нем удивительная и такая ценная способность: отвлекаться от всего окружающего и так сосредоточивать свою мысль внутри себя на одном вопросе!»
Превосходной памятью удивлял своих современников А. С. Пушкин. Еще двенадцатилетним мальчиком он знал наизусть все лучшие творения французских поэтов. Перед высылкой из Петербурга поэт по требованию графа Милорадовича на память написал все так называемые возмутительные стихи - свои и чужие, ходившие в списках под его именем. Это составило целую тетрадь. «Стоило ему что-либо прочесть, чтобы навсегда помнить», - писал о Пушкине один из его друзей.
Мы обратились в лабораторию развития мозга Института педиатрии Академии медицинских наук СССР с просьбой рассказать, чем объясняется такое исключительное развитие памяти у отдельных людей. Научный сотрудник лаборатории Б. В. Лебедев сообщил нам следующее:
- Принято считать, что чем лучше память человека, тем больше у него знаний Однако не менее важно и обратное положение: чем обширнее знания человека, тем богаче его память. Память - это след от раздражения в коре полушарий головного мозга, в результате которого образуется связь между нервными клетками. Запомнить - значит связать новое с уже известным. Следовательно, человек, обладающий большим и разнообразным запасом знаний, легче установит связь между предметами и явлениями, и связь эта надежнее у него сохранится. Выдающаяся память в подавляющем большинстве случаев основана на исключительном развитии смысловой памяти, когда запоминание носит не механический характер, а имеет целевое назначение. Память не есть раз навсегда данное качество, она развивается вместе с ростом и развитием чело века. Путем постоянных упражнений ее можно значительно улучшить.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Отклики читателей на статью Б. Гусева «За спиной друга» («Смена» № 3)