Постановление Пленума ЦК КПСС об ускорении развития химической промышленности встречено советской молодежью с горячим одобрением и энтузиазмом.
Огромная программа намечена партией! Производство важнейших химических продуктов возрастет в 1959 - 1965 годах не менее чем в 2 - 3 раза. Искусственных и синтетических волокон будет производиться к концу 1965 года в 4,6 раза больше, чем в нынешнем году, пластических масс и синтетических смол - в 8 раз, синтетического каучука - в 3,4 раза.
Последние открытия советских ученых - химиков позволили создать невиданные материалы, из которых можно изготовить меха и ткани, обувь и трикотаж, детали машин и точнейшую аппаратуру.
Применение синтетических материалов намного удешевит промышленную продукцию, уменьшит себестоимость строительства заводов и фабрик, школ и больниц, жилых домов.
Из синтетических волокон и пластических масс будут изготовляться прочные, легкие, дешевые и удобные вещи. Небывало расширится выпуск товаров, необходимых народу. К 1965 году наша промышленность сможет довести выпуск шерстяных тканей до 500 миллионов метров, шелковых тканей - до 1 миллиарда 485 миллионов метров, хлопчатобумажных тканей - до 480 миллионов метров, трикотажных изделий - до 940 миллионов штук, обуви - до 515 миллионов пар и т. д.
Чтобы осуществить эту программу, будут строиться десятки новых химических заводов. Комсомольцам есть над чем потрудиться!
XIII съезд ВЛКСМ объявил шефство над строительством предприятий химической, нефтяной и газовой промышленности, решил направить на эти стройки тысячные отряды молодежи. В Татарии и Башкирии, в Азербайджане и Узбекистане, в Армении и Грузии, на Украине и в Ставрополье вырастут химические предприятия. Первые эшелоны с добровольцами уже прибывают на комсомольские стройки.
Большой поход начал комсомол! Не оставайся в стороне, товарищ!
Лаборатория Всесоюзного научно - исследовательского института искусственного волокна. Обстановка самая обычная. На столах колбы, реторты, какие - то приборы, аппараты, опутанные нитями проводов. Лаборатория очень молода, и дело, которым здесь все заняты, очень юное, но зато такое многообещающее.
Легчайшая ткань из нефтяных газов! Еще вчера это могло звучать странно, пожалуй, даже фантастично, но сегодня стало реальным фактом.
Галина Терехова склонилась над колбой, она сосредоточенно смотрит в сосуд с кристалликами.
- Порошкообразная белая масса приготовлена из продуктов переработки нефти, - говорит девушка. - Это очень сложный процесс...
Из варочного сосуда смола выходит в виде твердой ленты, которая затем дробится в кристаллики, а те, в свою очередь, снова «варятся», но уже в колбе.
Вот кристаллики в колбе расплавились. Они превратились в прозрачную вязкую массу. Теперь из этой гущи можно «прясть» пряжу.
«Прядильный станок» прост, но своеобразен. Это металлическая пластинка с наимельчайшими отверстиями. Под горячим паром вязкая масса смолы продавливается через пластинку. Из ее отверстий вытягиваются прозрачные тонкие нити. Настоящие паутинки!
Но «пряжа» еще не готова. Нити дополнительно нужно обработать, прежде чем соткать из них ткань. Их выравнивают, усаживают, скручивают, 35 - 45 паутинок образуют одну нить.
- Вот он, наш лавсан! - Девушка подает моток шелковистых нитей. - Он в пять раз прочнее шерсти, красив, гигиеничен и совершенно не мнется. Юбка - плиссе, изготовленная из этого волокна, не теряет формы даже после стирки. Для того, чтобы убедиться в этом, взгляните на ткани и костюмы из лавсана на нашей выставке. Скоро подобные изделия будут в изобилии и в магазинах.
- Почему новое волокно названо лавсаном?
- Слово «лавсан» составлено из первых букв названия Лаборатории высокомолекулярных соединений Академии наук, где было создано это волокно.
Много потрудились молодые ученые над созданием чудесного волокна. Потрудились горячо, с любовью! Тут сказалось прекрасное качество советской науки - служить человеку, удовлетворять его потребности и запросы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из письма в редакцию