Песнь торжествующей дружбы

Д Заславский| опубликовано в номере №731, ноябрь 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

Давным-давно, на исходе XVIII века, великий романтический поэт немецкого народа Фридрих Шиллер, облекая в торжественные стихи мысли и настроения передовой европейской молодежи накануне Великой французской революции, писал в знаменитой оде «К радости»:

Радость, пламя неземное.

Райский дух, слетевший к нам,

Опьяненные тобою,

Мы вошли в твой светлый храм.

Ты сближаешь без усилья

Всех разрозненных враждой,

Там, где ты раскинешь крылья.

Люди - братья меж собой.

Хор

Обнимитесь, миллионы!

Слейтесь в радости одной!

Ода «К радости» могла быть названа и одой «К дружбе». Дружба - источник радости, дружба миллионов - значит дружба народов.

Образы радостной дружбы народов вдохновляли поэта. Но эти образы еще романтически смутны, неопределенны. Кто они, эти люди, заключившие союз дружбы? Как удалось им преодолеть чувства вражды? Поэту пришлось употреблять такие слова, как «пламя неземное», «райский дух», «светлый храм». Реальная жизнь не давала конкретного исторического материала для художественного воплощения новых чувств. Мир был полон вражды, угнетения, насилия, злобы. Народы находились в рабстве. А песнь к радости - это песнь свободы. Освобожденное человечество представало перед внутренним видением благородного поэта. Шиллер видел это человечество в грядущем, но у этого человечества не было ни адреса, ни имени. Это была только поэтическая фантазия, волнующая мечта.

Ода «К радости» вдохновила другого гениального современника Французской революции, Бетховена. Симфонии его - это вершина мирового музыкального творчества.

Особенно дорога нам его Девятая симфония. В звуках Бетховен раскрыл, дополнил, воплотил идеи радости и дружбы.

Напомним содержание Девятой симфонии. Первые её три части - это история борьбы человечества за мир, за счастье, за дружбу. Эти части полны драматизма. В них горе и муки людей, в них воинственные крики и жалобные стоны угнетенных. В них сражения и восстания, подвиги народных героев, поражения и гибель. В них есть и радость, на смену которой приходит печаль. Есть светлая мечта, заглушаемая звуками боя. Эпиграфом к первым трем частям могли бы послужить слова «Манифеста Коммунистической партии»: «История общества есть история классовой борьбы».

Но почему мы говорим об обществе, о борьбе? Нельзя ли истолковать Девятую симфонию Как борьбу мрака и света в душе человека? Не слышна ли в гениальной музыке драма индивидуальной личности?

На эти вопросы категорический ответ дан последней частью симфонии, ее знаменитым финалом. Нет, говорит Бетховен, речь идет именно о человечестве, о миллионах, о народах мира. Личность переживает то же, что эти миллионы. А миллионы празднуют свое освобождение, и это праздник радости и дружбы. На высоту своих достижений подымаются народы мира. Не в мистически - романтических видениях совершается это торжество, а на земле, в реальных условиях всемирной истории.

И чтобы полнее выразить эту свою мысль, Бетховен смело вводит неслыханную для того времени новинку: в симфоническую музыку включается хор во главе с певцами и певицами - солистами. Так всеобъемлюще выражение радости, света, счастья, что недостаточным становится для Бетховена инструментальное богатство большого оркестра. О торжестве человечества должны петь сами люди. И они поют оду «К радости» Шиллера.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены