Снежный поход

Н Макаров| опубликовано в номере №723, июль 1957
  • В закладки
  • Вставить в блог

Свыше трех тысяч юношей и девушек добровольно по путевкам комсомола приехали в Якутию. Одни из них попали в край золота - на Алдан, другие - на разработку алмазных россыпей Вилюя, третьи - на заготовку леса, добычу угля и слюды, на строительство домов в Оймяконе, в Усть - Неру.

Но прежде чем выехать на постоянное место работы, многие комсомольцы посетили Якутский краеведческий музей, где перед ними открылась история этого сурового, но сказочно богатого края.

Триста с лишним лет назад русские землепроходцы, преодолевая неимоверные трудности, прошли огромное пространство от Урала до берегов Тихого океана. Они изучили и освоили за очень короткий срок огромную территорию Сибири и азиатского Севера. Русские люди, писал Герцен, «перешли на свой страх океаны льда и снега, и везде, где оседали усталые кучки в мерзлых степях, забытых природой, закипала жизнь, поля покрывались нивами и стадами, и это от Перми до Тихого океана».

Рассматривая рисунки и пожелтевшие от времени документы краеведческого музея, экскурсанты невольно обратили внимание на фотографии трех юношей, помещенные на самом видном месте. «Кто это?» - спросили новоселы экскурсовода.

... Осенью 1935 года директор Челябинского тракторного завода получил правительственную телеграмму, в которой говорилось:

«Во льдах реки Лены замерз караван судов с жизненным грузом Якутии. Севморпуть организует экспедицию спасения и вывоз грузов тракторами «Сталинец». Нуждается технической помощи завода. Путь очень тяжелых условиях - 2 000 километров. Молнируйте решение».

Свыше двухсот человек пожелали участвовать в экспедиции! Но выбор пал на комсомольцев инженера Василия Сергеевича Козлова, механика Ивана Ипатьевича Складчикова и Ивана Григорьевича Дудко.

29 декабря 1935 года газета «Правда» сообщала:

«Решено забрать грузы с судов на тракторы. Сейчас закончилась подготовка к грандиозному переходу гусеничных тракторов Челябинского завода к месту нахождения каравана - от станции Большой Невер Уссурийской железной дороги до низовьев реки Лены. К месту старта из Иркутска отправлены специально сделанные сани для горючего.

Водители машин выехали на станцию Большой Невер. Дирекция Челябинского тракторного завода посылает механиков для участия в переходе и снабжает тракторы необходимыми запасными частями».

Дальневосточным экспрессом комсомольцы добрались до станции Большой Невер, откуда должны были продолжать свой путь уже как механики экспедиции. Чтобы не гнать тракторы порожняком, они решили захватить оборудование для приисков Алдана. Но нашлись скептики, уверявшие, что экспедиция невозможна, сорвется.

- Тракторы we потянут по 20 тонн при скоростном походе, - говорили они. - Мы больше 8 тонн по этой трудной дороге не возим. Вы еще не знаете наших морозов, от которых вмиг глохнут моторы.

Комсомольцы учли предупреждение бывалых людей, но не пали духом. На тракторный прицеп они погрузили по 18 - 20 тонн, а чтобы не замерзли радиаторы, залили их... керосином и 4 февраля отправились в путь.

Тяжело груженные машины едва продвигались. Напрасно ревели моторы: гусеницы буксовали. Водители прилагали все усилия, все умение, но с большим трудом за сутки прошли лишь 16 километров. По предложению инженера Козлова на гусеницы надели железные шпоры, и на следующие сутки было сделано уже 96 километров, включая труднейший подъем Путан.

Миновав заснеженные перевалы Амуро - Алданской автомагистрали, экспедиция на шесть суток раньше срока прибыла в золотой Алдан, доставив туда трансформаторы весом по 9,5 тонны и другое оборудование.

От Алдана пошла глухая, угрюмая тайга. Ночью над головой блистал Сириус, семизвездьем горела Большая Медведица. Ртутный столбик термометра держался на делении «минус 45».

Неожиданно налетела пурга. Злобно выл ветер, обрушивая на экспедицию тучи снега, наметая непроходимые сугробы. Сухой, колючий снег жег лицо, слепил глаза. Казалось, что полузамерзшие, потерявшие счет времени люди не выдержат трудного испытания, собьются с пути. Но на помощь им подоспел молодой якут. И хотя он не знал русского языка, а они - якутского, люди отлично понимали друг друга. Якут пошел впереди колонны, указывая колею.

На реке Лене экспедицию подстерегала новая опасность. Под тракторами то и дело слышался угрожающий треск льда. Но находчивость, дружеская спайка людей спасали экспедицию от аварии.

В Якутске отважным комсомольцам устроили восторженную встречу. Жители города наперебой приглашали участников похода к себе в гости.

16 марта беспримерный «снежный переход» челябинских тракторов по Якутии был закончен. За 16 ходовых суток они прошли 1 700 километров!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены