Гимн борьбы и свободы

Ю Дмитриев| опубликовано в номере №697, июнь 1956
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это произошло в 1899 году, на Первом конгрессе французских социалистов в Париже. Во время заключительного заседания, когда противники объединения разрозненных социалистических организаций начинали брать верх, у подножия трибуны взметнулось красное знамя с написанным на нем пламенным призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» И одновременно чей - то сильный голос запел:

Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов...

Тотчас же несколько человек подхватили песню. Она росла, ширилась. Вскоре ее пел почти весь зал. Сторонники раскола растерялись. Некоторые из них пытались выкриками заглушить песню, но их голоса тонули в мощных и величественных звуках торжественной мелодии. Сквозь раскрытые настежь окна и двери песня вырвалась на улицу, и люди, проходившие мимо, невольно останавливались...

Делегаты конгресса пели «Интернационал». Новая песня быстро облетела Париж, а затем всю страну. Вскоре она стала боевым гимном трудящихся всего мира. «Эта песня переведена на все европейские и не только европейские языки, - писал В. И. Ленин. - В какую бы страну ни попал сознательный рабочий, куда бы ни забросила его судьба, каким бы чужаком ни чувствовал он себя, без языка, без знакомых, вдали от родины, - он может найти себе товарищей и друзей по знакомому напеву «Интернационала».

Автору слов этой вдохновенной песни Эжену Потье не довелось услышать ее исполнение, так как стихи впервые появились в печати лишь в 1887 году, через шестнадцать лет после того, как они были написаны, а музыка к ним была сочинена Пьером Дегейтером в 1888 году.

Создавая свою замечательную песню, Потье не сомневался, что она найдет живой отклик в сердцах свободолюбивых французов. Недаром эти гневные, революционные стихи родились спустя несколько дней после разгрома Парижской Коммуны, когда на тротуарах и мостовых еще не высохла кровь коммунаров.

Эжен Потье родился в октябре 1816 года. Тринадцати лет он поступил на работу и тогда же начал писать стихи. Уже в 1830 году рабочие Парижа пели первую песню Потье - «Да здравствует свобода!». Вслед за ней приобрели широкую популярность его сатирические стихи и песня «Пришло время, чтоб каждый получил свое!».

В февральские дни 1848 года поэт мужественно сражался на баррикадах. Реакция жестоко расправилась с повстанцами, но не сломила их воли к победе. Наиболее стойкие и преданные делу революции пролетарии продолжали бороться. Многие из них вступили во французскую секцию Международного товарищества рабочих, созданного К. Марксом и Ф. Энгельсом. Среди них был и Э. Потье.

7 ноября 1887 года трудовой люд Парижа с грустью узнал о смерти Потье. На следующий день тысячи рабочих собрались, чтоб проводить своего поэта в последний путь. Натруженные руки парижских пролетариев бережно несли гроб, покрытый алым шарфом с золотыми кистями - шарфом коммунара. Над толпой развевались красные знамена. Полиция пыталась разогнать траурную процессию. Но ей это не удалось. С возгласами «Да здравствует Потье!», «Да здравствует свобода!» рабочие пробились к кладбищу Пер - Лашез, где похоронены расстрелянные в 1871 году парижские коммунары.

Эжен Потье, один из любимейших поэтов французского пролетариата, всю свою жизнь отдал борьбе за свободу. Ни нужда, ни голод, ни преследования - ничто не могло заставить его изменить своему классу. Поэтическое наследие Потье невелико. Но все его произведения написаны кровью сердца, написаны для народа.

В русском переводе «Интернационал» появился в 1902 году. Перевел его поэт - революционер А. Коц. Ему удалось сохранить в песне главное - революционный дух коммунаров, «готовых штурмовать небо», как говорил К. Маркс.

А. Коц перевел тогда не весь текст гимна, а только первую, вторую и шестую строфы. Позднее им были переведены и остальные строфы.

Они читаются так:

Довольно кровь сосать, вампиры,

Тюрьмой, налогом, нищетой!

У вас - вся власть, все блага мира.

А наше право - звук пустой.

Мы жизнь построим по - иному -

И вот наш лозунг боевой:

Вся власть - народу трудовому,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены