Необычайного расцвета в годы первой русской революции достигли сатирические жанры. Один за другим в стране возникали новые сатирические журналы - «Жупел», «Пулемет», «Стрелы», «Сигнал», «Леший», «Зарево», «Зарницы» и другие. «На свист полицейских нагаек ответим свистом сатирического бича», - писал один из журналов.
Журналы сыграли большую роль в подготовке общественного мнения России в те годы. Смело, зло они обличали царя и его правительство, призывая народ к решительной борьбе с угнетателями. Конечно, не все журналы были одинаковыми. Программа некоторых из них была довольно умеренной. Однако и они не упускали случая, чтобы пустить сатирическую стрелу во власть имущих, Несмотря на торжественно возвещенную царским манифестом 17 октября «свободу печати», переименованную сатириками в «свободу печати», журналы жестоко преследовались. Для того, чтобы обмануть «не» дреманное око» цензуры, авторам и редакторам приходилось всячески изощряться.
Нередко жандармы конфисковывали тиражи. Но это никого не смущало. Я помню то особенное настроение дружбы, подъема и вдохновения, с которым мы работали в журналах. Возникали и обсуждались все новые и новые темы, приемы. Особенно распространенными жанрами были тогда «сценки с натуры», краткие диалоги, пародии. Подчас мы не имели времени тщательно отделывать рифмы, чеканить стихи. Приходилось спешить. Ведь народ с нетерпением ждал наших произведений.
Мне не раз приходилось слышать мнение, будто в сатирических журналах 1905 - 1906 годов печатались только безымянные авторы. Это неверно. В журналах принимали живейшее участие известные писатели и художники: М. Горький, В. Брюсов, А. Блок, А. Куприн, В. Вересаев, Л. Андреев, С. Сергеев - Ценский и другие; помещались рисунки В. Серова, И. Билибина, Д. Кардовского, И. Грабаря, 3. Гржебина, С. Чехонина, Н. Герардова.
В заключение скажу, что в революционных сатирических журналах нередко помещались стихотворения и басни, под которыми стояла и моя скромная фамилия.
Самодержавие прогнило до основания. Необходимо было вырвать это зло с корнем. «Зритель» дает совет.
«Когда зуб, хотя и крепко сидящий, прогнил до основания, его следует удалить. Если при выдергивании слетит корона, то этого недостаточно: непременно надо рвать с корнем, как бы трудно это ни было».
Самому бдительному цензору при чтении этого невинного рецепта не приходило в голову, что в нем заключена «бомба».
Непочтительно отзываться на страницах журнала о монархе Николае II было нельзя. Как же выразить «крамольную» мысль? Как провести цензора? И вот в журнале «Зритель» появляется сценка «В музыкальном магазине».
- Есть у вас граммофоны фирмы «Монарх»?
- Извините, «Монарха» не имеем.
- Почему же?
- Сильно хрипят и очень непрочны. Самая плохая фирма!
Множество сатирических стихотворений, басен, частушек, песен, фельетонов было написано про царский манифест.
«Зритель» дал надолго запомнившийся афоризм:
«Царский манифест - для известных мест».
Журнал «утешал» своих многочисленных читателей: Что свободушки желанной
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Кортина д'Ампеццо