Рассказ
Вселение с веселым названием Чижи я добирался на попутной машине. Погода стояла пасмурная. Рваные облака тянулись по холодному небу, временами накрапывал дождь. Слева, то прижимаясь к дороге, то убегая в сторону, катилась набухшая от дождей река Воря. Когда въезжали в село, мой спутник, подпрыгивая в трясущемся кузове, крикнул:
- Вон она, школа!
Минут через пять я сидел в кабинете директора. Лысый, полнеющий человек, повертев в руках мою командировочную, сказал недовольно:
- Инспектирование библиотек?... Нашли время! Тут с ремонтом не разделаешься никак. - И, возвращая бумагу, добавил: - Придется вам хозяйничать самому. Библиотекарша у нас в отпуске.
- Отзовите денька на два, - попросил я.
- Уехала, - отрезал директор. - В санаторий.
Библиотека в школе большая. Я рылся в каталогах и картотеке, сверял с ними наличный фонд литературы, определял степень износа книг. Кроме того, предстояло еще составить длиннейший акт - формуляр в трех экземплярах: для школы, для районо, для обл - оно.
В школе тихо: каникулы. Директор с утра пропадал по разным делам, а я торчал до ночи в пустом помещении. Погода испортилась. Зарядил, не переставая, дождь - мелкий, противный. Дороги набухли, как подошедшее тесто.
И вдруг судьба подарила мне веселых соседей.
Как - то к вечеру забарабанили в дверь.
Открываю - на пороге шумливая ватага промокших, грязных ребят.
- Вы директор?
- Директор уехал за оборудованием.
- Дело вот в чем, - сказал мне парень с рюкзаком за плечами, - мы из города, члены краеведческого кружка. Собираем для музея коллекцию старинных предметов крестьянского обихода. И вот... Где - то нам ночевать надо. В сельсовете сказали: идите в школу.
- Ну, что ж... Располагайтесь. Надеюсь, директор не выгонит.
Ребята заняли две классные комнаты, сдвинули парты, разостлали на голом полу серые шерстяные одеялишки, и здание наполнилось гомоном, шумом, смехом.
Утром я ближе познакомился с пришельцами. Их было пятеро: Андрюша Смирнов, Ирина, бойкая девушка в спортивных брюках, другая девушка, Надя, и два Михаила - Миша Блохин и Миша Карпович. Первой скрипкой в этом квинтете был, несомненно, Андрюша Смирнов, юноша лет семнадцати, знающий все на свете и не по возрасту строгий.
Как - то зазвал я его в библиотеку.
- Андрюша, играете в шахматы?
- Можно сыграть.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.