Сокращенный перевод с украинского А. Семенов
Это были простые советские люди - юноши и девушки с комсомольскими билетами, которые они хранили в потайных карманчиках, поближе к сердцу. Они жили в селе Крымке. Первомайского района. Николаевской области, учились в школе. Грозные испытания войны застали их на пороге большой жизни, когда, казалось, так близко было свершение их мечты - стать агрономами, учителями, инженерами, пилотами...
Но светлое небо Родины заволокли тучи: на советскую землю обрушились гитлеровские банды. 1941 год неожиданно стал для юношей и девушек нашей страны годом внутренней зрелости, годом испытания верности всему хорошему, что носили они в своих сердцах, преданности родному народу, партии, комсомолу. По молодости лет они еще не успели вступить в стальные ряды Советской Армии, чтобы громить врагов на фронтах.
Родные братья и сестры краснодонцев, такие же комсомольцы - ленинцы, как и они, эти юные герои организовали на оккупированной территории в селе Крымке подпольную организацию «Партизанская искра». Под руководством коммунистов - подпольщиков они сплотили молодежь. подняли ее на священную борьбу за свободу Отчизны. Действуя в тылу врага, они помогали Советской Армии громить фашистов.
Парфентий Гречаный, Дмитрий Попик, Иван Величков, Михаил Кравец. Пелагея Попик, Дарья Дьяченко, Михаил Клименюк, Владимир Вайсман и их боевые товарищи - молодежь Крымки и соседних сел - своими геройскими подвигами вписали славную страницу в историю Ленинского комсомола. Их имена известны теперь всей стране. Почти все активные участники «Партизанской искры» погибли, но годы никогда не выветрят из наших сердец память о героях, живую память о простых советских юношах и девушках, которые победили все. смертью смерть поправ.
Сегодня, в годовщину славной Советской Армии, еще ярче сияют подвиги комсомольцев «Партизанской искры»; они учат нас верности долгу, зовут на необыкновенные дела во славу Родины.
Очерк Владимира Вольного, публикуемый в этом номере «Смены», рассказывает о геройских делах комсомольцев - участников «Партизанской искры».
Поздней ночью Парфентий Гречаный возвращался в родное село Крымку. Не один десяток километров прошел он в эти дни, и все оврагами, лесополосами, обходя людные дороги. Гудели натруженные ноги, ныла спина, усталость, казалось, сковала все его крепкое тело. Но вот уже и лугом потянуло, послышалось голосистое пение петухов. Парфентий остановился. Как сейчас живет родное село? Что его там ждет?... «А, будь что будет!» И пошел. Пошел не улицей, а огородами, садами.
Тихонько, боясь, чтобы никто из соседей не услышал, постучал в окно своей хаты. Мать, очевидно, не спала, потому что сразу же испуганно откликнулась:
- Кто там?
Заскрипели двери, послышался кашель отца. Каганца не зажгли: в хате и так было светло от бледного месяца, который выглянул из - за черных, тяжелых туч.
Парфентий только и сказал:
- Фронт перейти не удалось.
Не раздеваясь, прилег на кровать и сразу же заснул. Проснулся после обеда, умылся теплой дождевой водой, переоделся. И как будто вновь на свет народился - сразу почувствовал силу, бодрость. Долго в тот день толковали батько с сыном.
- А как вы, тату, тогда к партизанам попали? - неожиданно спросил Парфентий отца.
Карп Данилович, участник гражданской войны, внимательно посмотрел на сына:
- Как? Обыкновенно. Появились гайдамаки, а за ними немцы. Известно, житья не было, хоть вешайся. Ну, мы и организовали партизанский отряд. Матрос - черноморец был у нас за командира.
- Так, выходит, вы не захотели покориться оккупантам?
Карп Данилович понял, куда ведет сын. Положив жилистую, сильную руку ему на плечо и пристально всматриваясь в глаза, тихо сказал:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.