Для любителей спорта 1956 год знаменателен тем, что в этом году проводятся XVI Олимпийские игры. Наверное, не каждый знает, что ровно шестьдесят лет назад, в 1896 году, в Афинах были проведены первые современные Олимпийские игры. 60 лет... Срок не такой уж большой, но спорт за это время шагнул вперед настолько далеко, что многие события первых игр ушли в область предания.
Более полутора тысяч лет прошло с тех пор, когда у подножия Олимпа погас священный огонь последних древних Олимпийских игр: в 394 году римский император Феодосии запретил проведение этого всенародного празднества.
Шли годы, время стирало память о светлых праздниках красоты и силы. На венецианской карте 1516 года мы уже не найдем Олимпии. Место, куда когда - то стекались тысячи людей, отмечено на этой карте названием «Долина Эхо».
Но прекрасная идея эллинских игр не умерла. По инициативе французского педагога Пьера де Кубертена в конце XIX века олимпийские игры были возрождены. С тех пор они являются крупнейшими международными соревнованиями. Основатель и первый президент Международного олимпийского комитета Пьер де Кубертен писал: «Мы хотим, чтобы олимпийский огонь возрожденных игр зажег в человечестве дух свободы, мирного соревнования и физического совершенствования».
На Спартакиаде народов СССР только в соревнованиях по легкой атлетике выступило 1900 человек. В наши дни эта цифра не вызывает удивления.
В первых Олимпийских играх, которые проводились по девяти видам спорта, участвовало 285 человек. Для тех времен такое количество спортсменов было очень большим.
Но в характеристике первых Олимпийских игр имелись также цифры, которые и сейчас могут внушить почтение. Трибуны стадиона вмещали 70 тысяч зрителей, во все дни соревнований они были заполнены до отказа. Олимпийский же стадион представлял собой реконструированный античный стадион, на котором проводили состязания еще древние греки.
На старте - участники забега на сто метров. В ожидании сигнала каждый бегун принял удобную для себя позицию. Вдруг по трибунам прокатился гул удивления: один из спортсменов опустился на колено и уперся обеими руками о землю. Судьи были озадачены: им никогда не приходилось видеть подобного старта. Шум на трибунах усилился, но бегун невозмутимо оставался все в этом же положении. «Если он глуп, пусть стартует, как ему хочется», - заявил один из судей. И каково же было всеобщее удивление, когда первым коснулся финишной ленточки тот, над кем смеялись зрители и судьи, - американец Бурке. Его время равнялось 12 секундам.
Многое изменилось с тех пор. Представьте себе, что кто - то из спортсменов бежит сейчас 100 метров с высокого старта. Увидев это, вы, наверное, сказали бы нечто подобное тому, что говорил в 1896 году один из судей про олимпийского чемпиона Бурке.
Интересно также добавить, что на Спартакиаде народов СССР Бурке со своим результатом не попал бы даже в финальный забег для женщин.
Греческий воин, который принес в Афины радостную весть о победе над персами пои Марафоне, вошел в историю. «Радуйтесь - мы победили!» - воскликнул мужественный гонец и упал мертвым.
И вот вновь, как много веков назад, из местечка Марафон в Афины бежал запыленный, усталый бегун. Это был греческий пастух Луис - победитель первых за всю историю легкой атлетики соревнований по марафонскому бегу. Он далеко оторвался от своих соперников.
Простой крестьянин, всю жизнь проживший в горах, Луис никогда не тренировался, не знал ни техники. ни тактики бега. Он стал отличным бегуном, разыскивая в горах заблудившихся овец.
40 километров 200 метров Луис пробежал за 2 часа 58 минут 50 секунд. Но этот результат не совсем точен. ело в том, что судейская коллегия сопровождала бегунов верхом. Лошади не выдержали темпа марафонцев и отстали. Судьи догнали Луиса, когда он уже заканчивал дистанцию. Им пришлось фиксировать время победителя на ходу.
В последующие годы марафонская дистанция была уточнена. Сейчас соревнования проводятся на расстоянии 42 километра 195 метров.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Заметки писателя