Первого сентября во многих городах нашей страны откроются школы-интернаты. Созданные по решению XX съезда КПСС, эти учебные заведения являются новым свидетельством отеческой заботы партии о подрастающем поколении. Школы-интернаты, несомненно, будут способствовать улучшению воспитания молодых строителей коммунистического общества - людей большой души и возвышенных идеалов.
Что же представляет собой школа - интернат? Это - среднее учебное заведение нового типа. Но не следует думать, что в школе - интернате будет какая - то особая программа. Воспитанники за десять лет учебы пройдут тот же курс дисциплин, что и в обычной школе. Ни о каких «сверхзанятиях» не может быть и речи.
Приступая к созданию новых учебных заведений, мы опираемся в этой работе на имеющийся у нас ценный опыт прошлого. Прекрасно зарекомендовали себя организованные в свое время трудовые колонии. Чуткий педагог, замечательный человек А. С. Макаренко вложил в них много творческого труда. Колонии явились действенным средством борьбы с беспризорностью и воспитали сотни преданных нашей партии граждан. «Окном в коммунизм» называл Горький известную коммуну имени Ф. Дзержинского.
Весьма полезным также является опыт работы различных детских домов, лесных школ, детских интернатов при школах.
Известно письмо А. С. Макаренко, направленное им в 1936 году совету жен писателей. В нем он предлагал организовать под Москвой лесную школу или трудовую колонию. «В этом учреждении, - писал А. С. Макаренко, - должна быть полная, хорошо оборудованная десятилетка с общежитием для мальчиков и девочек, с небольшими мастерскими производственного типа, выпускающими товарную продукцию (это - обязательно). Рабочий день на производстве - два часа, труд детей должен оплачиваться, как и труд всякого производственного рабочего. Особенно меня интересует такое устройство этого учреждения, при котором не было бы никакого разрыва между семьей и школой. Питание, одежда, культурные услуги и все прочее должны предоставляться детям учреждениями, семья может кое - что добавлять только с разрешения школы. Я при этом думаю, что полное обеспечение детей не должно иметь характера какого бы ни было баловства, или, тем более, излишнего удовлетворения потребностей, или преждевременного их удовлетворения. Наряду с вопросами образования должны быть хорошо разрешены все вопросы воспитания характера и физического воспитания. Ведь всем известно, что в этих как раз областях в нашей семье, даже культурной, не всегда умеют дать детям то, что нужно».
С 1 июля нынешнего года начался прием заявлений от родителей, пожелавших направить своих детей в интернаты. В первую очередь предоставляются места тем, кто остался без родителей, а также детям матерей - одиночек и ребятам из многодетных семей. В текущем году это будут главным образом учащиеся первых, вторых, третьих, четвертых и пятых классов. Расходы на содержание воспитанников берет в основном на себя государство. Плата за обучение будет устанавливаться в зависимости от суммы заработка членов семьи.
Какой должна быть школа - интернат? Как наиболее правильно организовать деятельность новых учебных заведений? Что нужно для этого сделать? Эти вопросы одинаково волнуют и педагогов, и родителей, и ученых. Об этом красноречиво свидетельствуют письма, которые получают от трудящихся органы народного образования.
Наш интернат станет кузницей здорового, жизнерадостного поколения. Для дореволюционных и теперешних буржуазных закрытых учебных заведений характерно, что они замыкаются в узкие кастовые или классовые рамки. Этого, разумеется, не будет в нашем интернате, который явится школой подлинно коммунистического воспитания молодых советских граждан.
Сейчас по всей стране заканчивается подготовка к открытию новых учебных заведений. Не дожидаясь строительства типовых зданий, многие городские и областные организации народного просвещения решили создать интернаты на базе имеющихся общеобразовательных школ. В Москве в этом году откроется 14 школ - интернатов, а всего в Советском Союзе их будет более двухсот. В Узбекистане, например, девятнадцать колхозов решили строить школу - интернат совместно за свой счет.
Для интернатов подобраны светлые, просторные помещения. Проведена значительная работа по их переоборудованию. Вот как выглядит один из московских интернатов. На первом этаже здания разместились столовая, гардероб, кухня, слесарно - механическая и столярная мастерские, а также специальная приемная для родителей. Второй этаж заняли учебные классы, лаборатории и кабинеты. На третьем и четвертом этажах - спальни воспитанников, комнаты для игр и отдыха. Пятый этаж отводится для библиотеки, читальни, клуба и кружковых комнат. На территории интерната имеется обширный приусадебный участок с плодово - ягодными насаждениями и цветниками. Ухаживать за ними будут сами учащиеся.
Школы - интернаты дадут своим воспитанникам всестороннее образование. Здесь ребята смогут заниматься конструированием, моделированием, музыкой, живописью, пением. Юноши и девушки ознакомятся с основами производственных профессий, приобретут навыки по понравившимся им специальностям. Много внимания будет уделяться правильному физическому и эстетическому развитию детей, включая, например, занятия по пластике или ритмике. Это не означает, что интернат ставит целью подготовку артистов или художников. Но несомненно, что он будет всячески способствовать выявлению талантливых певцов, музыкантов, танцоров, спортсменов.
Учащиеся в интернатах обеспечены питанием, одеждой, обувью, учебниками, школьными принадлежностями. В Общесоюзном доме моделей уже состоялся просмотр одежды, предназначенной для воспитанников. Кроме привычной школьной формы, там можно было увидеть много нового. Была показана зимняя пионерская форма для девочек, которая состоит из юбки и жакета из светло - синей шерсти и пикейной белой кофточки. Летняя пионерская форма сделана из льняного полотна: для девочек - удобные платья спортивного покроя, для мальчиков - короткие брюки и рубашки. Специальная одежда будет у школьников и для работы в мастерской, на пришкольном участке.
Успех работы новых учебных заведений во многом будет зависеть от преподавателей, от их знания своего предмета и педагогических навыков.
В Академии педагогических наук проведена предварительная работа по организации деятельности школ - интернатов. Составлен проект положения об интернате, разработаны примерный режим дня, временные положения об ученической организации, родительском комитете и классном руководителе, правила поведения учащихся.
Опыт, практика первого года обучения покажут, какими методами и средствами совершенствовать работу школ - интернатов. Дело это новое. Педагоги, пионервожатые, родительская общественность уже сейчас с увлечением, творчески решают серьезные вопросы организации школ - интернатов.
Новые учебные заведения вступают в строй. Советские люди радуются проявлению заботы партии и правительства о благосостоянии народа. Дело теперь за тем, чтобы школы - интернаты получили широкое развитие. Долг каждого педагога - воспитателя, комсомольского и пионерского работника - с честью выполнить большую задачу, поставленную перед ними нашей партией, народом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.