На карте прибрежной части Антарктиды появилось новое название - Комсомольская сопка. Так участники Антарктической экспедиции назвали высоту, расположенную среди ледников, вблизи советского городка науки - Мирного.
... Бело - голубые, синие, даже фиолетовые громады ледников, родившихся в таинственной глубине шестого континента, тяжело сползают к океану, стирая и перепахивая все на своем пути. И, только достигнув берега, льды рушатся, трещат, дыбятся и с ревом валятся в студеную воду. Они перестают быть ледниками и становятся плавучими горами - айсбергами. По воле ветров и течений белые гиганты исчезают в туманной дали «сороковых ревущих» широт. Но есть место, где среди хаоса взломанных ледников, на берегу океана одиноко стоят гранитные, словно проржавевшие от времени, скалы. Они принимают каменной грудью напор миллионнотонных масс льда, всю его тяжесть и, выдержав удары, отводят ледники в стороны, заставляют их идти другой дорогой.
В этом единоборстве гранитной тверди с дикими льдами Антарктиды есть нечто символическое. Вот так же отважные сыны Страны Советов - моряки и строители, ученые и связисты - приняли грудью удары бурь и пурги, беды и несчастья в краю «белой смерти». Они выдержали, выстояли, победили, и слава о подвиге комсомольцев, о молодежи Антарктической экспедиции выражена теперь в кратком названии солки - Комсомольская.
... Корабли стояли в припайном плоском морском льду, словно прилипшем к берегу. Берег представлял отвесную ледяную стену - ледяной барьер. Нужно было проложить от борта корабля тракторные дороги, прорубить в ледяном барьере траншеи и навести бревенчатые мосты через трещины, чтобы по ним перевозить машины, горючее, разборные дома на строительную площадку Мирного.
Коммунисты показали пример комсомольцам, и бесстрашные парни начали взрывать ледяной барьер, строить мосты, выгружать на лед тракторы. И вот взревели стальные машины. Водители - комсомольцы Иван Хмара, Василий Щур, Николай Коноплев, Лев Крылов, Николай Кудряшев и их товарищи повели тракторные поезда к безыменной сопке. Мерное движение машин продолжалось недолго - налетела свирепая буря, раскрошила около кораблей льды, сорвала и сбросила в океан - бревенчатые мосты. Исчезла с нечеловеческим трудом построенная дорога. И когда стих ураган, пришлось все начинать сначала.
Коммунисты Владимир Сомов, Алексей Тихомиров, Константин Жидков, Михаил Зимин повели комсомольцев на новый штурм Антарктиды. Опять взрывали ледяной барьер, опять настилали через трещины бревна, прокладывали тракторную трассу. Грубели ладони, неистово палящее солнце обжигало лица, слепило глаза. Люди ходили с распухшими губами, воспаленными веками, потрескавшимися щеками.
Но вот налетела буря. Опять исчезла дорога. И снова ее построили сильные молодые руки.
Океанская зыбь, жгучее солнце и бури разрушали припайный лед, били его и кромсали. Обстановка для разгрузки кораблей ухудшалась и наконец стала на редкость трудной и опасной. Но комсомольцы не дрогнули: они выходили снова и снова на лед. Опять слышались взрывы. Кирки и ломы били лед, топоры обтесывали бревна. На авральной работе заняты были все комсомольцы - и студент МГУ Сергей Ушаков, и монтажник Павел Шиян, и матрос Иван Тучков, и строитель Иван Безрученко, и плотник Николай Лавров, и бурильщик Владимир Смирнов, и слесарь Александр Михайлов, и мастер на все руки Иван Царев.
Антарктида словно испытывала силу, волю и решимость советских людей. Их беспощадно палило солнце, со всех сторон грозно надвигались то айсберги, то обвалы с ледяного берега. В упорной и жестокой борьбе со стихией погиб комсомолец - тракторист Иван Федорович Хмара. Погиб, как герой, на боевом посту, во имя науки, во имя торжества человека над злыми силами природы. Лед проломился под его трактором, и могилой храброго, мужественного юноши стала морская бездна.
В скорбном молчании собрались участники Антарктической экспедиции на траурный митинг. Светлой памятью друга - героя они поклялись с честью выполнить свой долг перед Родиной, перед Коммунистической партией. Утес, около которого проходил митинг, был назван в тот день утесом Ивана Хмары.
Гибель отважного тракториста не поколебала комсомольцев экспедиции. С новой силой принялись они штурмовать Антарктиду.
Однажды Льва Крылова, водителя вездехода, застигла в пути буря. Померкло небо. Подул жестокий ветер. Исчезла дорога, проложенная по льду. Крылов включил фары. Тускло светились огни в слепящем снегу. Под машиной дрогнула и качнулась льдина, ветер взломал припай, и огромный кусок белого поля стал расползаться по трещинам. Крылов вез с берега на «Лену» бригаду строителей и понимал, какой опасности подвергаются его товарищи, машина, да и он сам. Зародилась шальная мысль - бросить вездеход и бежать с бригадой с обломившейся льдины. Но куда бежать? Вокруг тьма, буря... Крылов дал полный газ и вывел вездеход к трещине, смело перемахнул через нее. Едва подвел он машину к кораблю и ее подняли лебедкой на палубу, как вся масса льда ожила, глухо застонала и, гонимая бурей, тронулась прочь от «Лены». Через несколько минут на том месте, где только что прошел вездеход, чернели волны с белыми гребнями пены.
Бури вконец разрушили припайный лед, а дизель - электроход «Лена» все еще не был разгружен: в его трюмах оставались тысячи тонн строительных материалов, горючего, детали электрической станции. Не разгрузить «Лену» - значит сорвать строительство поселка. И вот коммунисты на открытом партийном собрании постановили вести «Лену» к ледяному барьеру и разгружать ее там, как в порту у стенки. Все понимали, что такой маневр очень опасен, что барьер может обломиться и раздавить корабль. Но коммунисты призывали не просто к риску, а к обдуманному, тщательно проверенному и подготовленному наступлению, к победе.
Знаменитый советский ледовый капитан А. Ветров вместе с начальником экспедиции Героем Советского Союза М. Сомовым, учеными Н. Кучеревым, В. Закопайло, А. Гусевым, П. Шумским обследовал барьер, пролетел над ним на вертолете, изучил расположение подводных камней и решился вести «Лену» к стене изо льда.
Прежде всего нужно было приготовить на берегу «мертвые якоря» для швартовки судна. Эту опасную и ответственную работу поручили молодым морякам - инженеру - судоводителю Владимиру Ходыреву и матросу - комсомольцу Ивану Тучкову. Пять часов пробивались они в жестокую пургу на катере к берегу, хотя до него было всего лишь полторы мили. Буря швыряла суденышко, тщилась утопить его или разбить о подводные скалы. Но вот показался обледенелый берег. С кошачьей ловкостью перебрались моряки на камни, поднялись по веревочной лестнице на ледник и пошли к трактористам. Вместе с бригадой строителей Ходырев и Тучков привезли к участку ледяного барьера бревна, стальной швеллер и тросы. Во тьме, в пургу нужно было вырубить в леднике глубокие траншеи и заложить в них скрещенные, прочно скрученные тросом бревна. Они - то, эти бревенчатые крестовины, и должны были стать «мертвым якорем» для швартовки океанского корабля.
Снег засыпал траншею, и ее приходилось закрывать то брезентом, то фанерой. Вдруг послышался грохот, и у самых ног смельчаков внезапно обрушилась часть барьера. Перевернувшись, глыба весом в тысячи тонн бухнула в океан и вскоре исчезла во мгле.
Пришлось вновь прорубать траншеи для «мертвых якорей». А тут еще выяснилось, что после обвала на барьере образовался огромный козырек из льда, - если не уничтожить его, корабль не сможет подойти к необычному пирсу. Тогда профессор, заслуженный мастер спорта СССР А. Гусев вместе с молодым ученым А. Капицей, студентом МГУ Сергеем Ушаковым и своими помощниками - взрывниками провели головокружительную операцию: отважные люди по веревке спустились на «козырек», пробурили в нем шурфы и взорвали ледяную массу.
«Лена» подошла к барьеру. Сто девять часов продолжалась разгрузка океанского судна. Нависшие ледяные глыбы грозились обвалиться на корабль, Весь барьер был испещрен глубокими трещинами, и тракторы не могли подходить к обрыву, поэтому приходилось тракторные сани спускать к краю ледника на длинном тросе. Корабельные лебедки извлекали из трюмов дизель - электрохода груз, подавали его вверх - на ледяной барьер и дальше на сани. Тракторы тянули сани в гору через бесконечные трещины; недалеко от судна их перецепляли с тросов на тракторные крюки. Эту операцию выполняли самые ловкие помощники трактористов. Пурга, мороз, ночная тьма и усталость не раз давали о себе знать, и бывало, во время перецепки сани срывались, набирая скорость, мчались под уклон. Груженные листовым железом, они однажды сорвались с крутизны на палубу дизель - электрохода. Каким - то чудом уцелели люди, работавшие в трюме. Другие сани свалились в пропасть между ледяным барьером и бортом корабля. Наконец сорвались и пошли к «Лене» сани с авиационным бензином. Тревожно загудела сирена.
Комсомолец - тракторист Николай Кожемякин заметил беду. Недолго думая, он развернул свой трактор «С - 80» и повел его наперерез саням. Вот они ближе, уже совсем рядом, - раздался удар, сани врезались в трактор и остановились. Комсомолец Николай Кожемякин предотвратил смертельную опасность для экспедиции.
Стойкость, мужество и отвагу проявляли комсомольцы всюду на разгрузке кораблей, на строительстве Мирного. Бригада Николая Лепешкина начала возводить первое здание на скале Радио - передающую радиостанцию. Через несколько дней на противоположной горке - на сопке Комсомольской - принялась за работу бригада Станислава Авраменко. Соревнуясь друг с другом, строители с поразительной быстротой воздвигали здания радиоцентра. И вот поднялись они на гранитных высотах, за ними выросли жилые дома, лаборатории. И тогда над Комсомольской сопкой взвился государственный флаг Страны Советов. В торжественной обстановке его поднял начальник экспедиции Герой Советского Союза М. М. Сомов.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.