Этот день не изгладится из моей памяти. Когда я вышел из райкома, мне, четырнадцатилетнему подростку, все еще как - то не верилось, что в левом кармане моей куртки лежит комсомольский билет.
Молдавский городок Калараш, утопающий в бело - розовом цветении садов, был залит лучами яркого апрельского солнца. Все вокруг казалось необычно праздничным. Хотелось петь, смеяться. И в то же время я почувствовал, что стал взрослее...
Промелькнули годы, заполненные учебой, работой, исканиями.
Рядом с комсомольским билетом в моем кармане теперь лежит партийный билет. Но тот светлый, весенний день - первый день моей комсомольской юности - запомнился до мельчайших подробностей.
Сейчас я работаю секретарем Ленинского райкома комсомола в Кишиневе. Мне самому приходится вручать билеты вступающим в комсомол, и так радостно бывает видеть ни с чем не сравнимое волнение, вспыхивающее в этот торжественный момент в глазах подростка.
Комсомольский билет! О нем сложены волнующие стихи и песни. Он символ мужества и чистоты советской молодежи. Он наше вдохновение и оружие. Комсомольский билет и с годами остается дорог, как память о беспокойной, кипучей юности.
... Напротив меня сидит девушка с пышными каштановыми волосами, Это Люба Дизенгоф - бригадир одной из комсомольско - молодежных бригад кишиневской трикотажной фабрики «Стеуа рошие». Она пришла в райком поделиться радостью: ее приняли кандидатом в члены партии. Люба спрашивает, как ей быть с комсомольским билетом, неужели нужно сдать его?
Она достает из сумочки знакомую книжечку, бережно раскрывает ее и пристально всматривается в маленькую фотографию, на которой выглядит совсем девочкой. Почему - то мне кажется, что в эти секунды в ее памяти вспыхнули далекие пионерские костры. А может быть, она вспомнила первые собрания, своих друзей по фабрике и вечерней школе, почетные грамоты ЦК комсомола Молдавии, алые переходящие вымпелы...
И Люба, волнуясь, говорит:
- Разрешите, я сохраню его у себя? Как самое дорогое...
Желание Любы понятно. Ведь жизнь этой простой молдавской девушки, как и жизнь многих ее сверстниц, озарена дыханием комсомольских дел. Комсомольский билет для нее - это символ славной комсомольской юности.
Сколько юношей и девушек Кишинева в годы Великой Отечественной войны своими бесстрашными подвигами оправдали великое право носить у сердца комсомольский билет! Герою Советского Союза Николаю Фролову комсомольский билет напоминает о героических делах молдавских партизан из отряда имени Сергея Лазо. Фролов был секретарем комсомольской организации этого отряда. Комсомольская честь Николая и его товарищей проверялась в боях. Суровыми и трудными были их комсомольские поручения: взорвать мост, уничтожить склад, пустить под откос вражеский эшелон...
А разве сейчас мало юношей и девушек, которые с честью носят комсомольский билет? В одном из цехов кишиневской обувной фабрики на видном месте висят три алых вымпела. Их получила от фабричного комитета ВЛКСМ, райкома и городского комитета комсомола бригада Александры Штыхаревой.
Такие люди - гордость комсомола. Приятно видеть их, беседовать с ними. Часто приходят они в райком, рассказывают о своих делах, делятся планами.
Но бывают в райкоме и другие встречи.
... Запинаясь и путаясь, молодой рабочий Шпильковский уныло рассказывает членам бюро о том, при каких обстоятельствах он потерял свой комсомольский билет.
- Я ехал в трамвае... Достал бумажник с деньгами, чтобы заплатить за билет. На остановке смотрю - нет бумажника. А в нем был комсомольский билет. Сами видите, все случайно вышло...
Шпильковский недоуменно разводит руками, виновато смотрит на членов бюро. Но странное дело! В его голосе совсем не чувствуется волнения. Для него это лишь неприятный разговор в райкоме. Он знает, что его поругают, объявят выговор, а после выдадут новый комсомольский билет.
Нечего греха таить, Шпильковский не одинок. Нам, работникам райкома комсомола, приходится сталкиваться с разными фактами. О некоторых из них мне хочется рассказать.
Аня Бутнару работает на обувной фабрике. Однажды девушка решила уйти с политзанятий в кино. Товарищи предупредили ее, что напишут об этом в стенную газету «Колючка». Аня заколебалась, однако в кино пошла уже просто из упрямства.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Окончание. См. №№ 11, 12, 13, 14, 15, 16