Десять лет назад советские воины спасли от гибели Дрезденскую галерею - величайшую сокровищницу мирового искусства. Значение этого события становится особенно ясным, когда мы представим себе, что великолепные шедевры накапливались здесь почти четыре века. «Перед истинно - прекрасным в искусстве время бессильно; иначе не любовались бы ни Гомером, Данте и Шекспиром, ни Рафаэлем, Тицианом и Пуссеном». Эти слова замечательного русского композитора и критика А. Н. Серова невольно вспоминаются на выставке картин Дрезденской галереи, открывшейся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Картины великих художников Италии, Голландии, Фландрии, Испании, Франции, Германии полны высокого гуманизма, веры в человека, богатства мыслей и чувств. Созданные несколько веков назад, они и сейчас остаются неувядаемо прекрасными, волнуют нас своим большим человеческим содержанием.
Самая значительная по объему и наиболее ценная по собранию часть Дрезденской галереи - коллекция итальянской живописи эпохи Возрождения.
Известно, что в период средневековья, когда церковь безраздельно господствовала во всей идейной жизни, художники не могли обращаться к иным сюжетам, кроме религиозных. Почти тысячу лет в искусстве усиленно проводилась мысль о ничтожестве человека, о бренности всего земного. Но великие художники Возрождения сумели в традиционные религиозные сюжеты вложить новый смысл. Превращая персонажей церковных легенд в реальных людей, изображая их на фоне улиц и площадей, они отражали в своем творчестве живую жизнь.
Картины художников Возрождения проникнуты глубоким уважением к человеку. Сурового, гордого величия полны лица стариков и молодой женщины в картине Андрее Мантенья «Святое семейство». Величав и прекрасен образ Себастьяна в картине Антонелло да Мессина. Нежным лиризмом проникнут очаровательный «Портрет мальчика» работы Пинтуриккио.
Но самый большой интерес в итальянской коллекции представляют полотна великих мастеров шестнадцатого века: Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Веронезе, Тинторетто. Полные глубокой веры в человека, его красоту, светлую силу разума, картины величайших художников неизменно волнуют и восхищают зрителя.
Именно этим огромным внутренним содержанием привлекала и привлекает людей всемирно известная «Сикстинская мадонна» Рафаэля. Свое название картина получила потому, что была написана Рафаэлем по заказу монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Художник изобразил мадонну, легко ступающую по облакам, как бы идущую навстречу людям. Хотя картина лишена деталей конкретной земной обстановки, хотя герои ее - персонажи религиозной легенды, в ней заключен подлинно земной смысл. В образе мадонны - юной, прекрасной женщины, нежно и бережно несущей на руках своего маленького сына, - Рафаэль воплотил высокое, благородное представление о прекрасном человеке, о великой нравственной красоте материнства. Мадонна лишена малейшего оттенка холодности, ее лицо полно одухотворенности и материнской нежности. Особенно выразителен глубокий, слегка печальный взгляд широко открытых глаз. Большое человеческое содержание в картине выражено в эстетически - совершенной форме, с предельной полнотой и безукоризненным мастерством. Недаром великий русский критик В. Г. Белинский писал о «Сикстинской мадонне»: «Что за совершенство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться!»
Большой гуманистический идеал Возрождения, представление о прекрасном человеке, о полной гармонии его с окружающим миром воплотил художник Джорджоне в своей картине «Спящая Венера». Джорджоне создал один из самых возвышенных и целомудренных образов женской красоты в мировом искусстве.
Среди произведений итальянских художников второй половины шестнадцатого века особенно выделяются большие, полные праздничного великолепия картины венецианского художника Паоло Веронезе. Религиозный сюжет для Веронезе - лишь предлог, чтобы создать праздничное, блестящее зрелище. Недаром художник был вызван на суд инквизиции, обвинившей его в том, что он пишет религиозные картины без должного благочестия и заполняет их толпами своих современников. Картины Веронезе сияют радостными красками. Действие разворачивается на фоне стройных, нарядных зданий и синего венецианского неба. Величавые венецианцы в богатых одеждах, белокурые женщины, воины в блестящих доспехах, маленькие арапчата, карлики, дети, играющие с собаками, нередко оттесняют на задний план персонажей религиозных легенд.
Несколькими прекрасными картинами представлено творчество последнего великого итальянского художника шестнадцатого века Якопо Тинторетто. Одно из лучших его творений - «Спасение Арсинои».
В поэтически - сказочном плане истолковывает художник средневековое предание о спасении из заточения прекрасной принцессы Арсинои рыцарем Ганимедом. Ярко передано на полотне настроение взволнованности и тревоги, охватившее природу: покрытое тучами небо, бурное море, качающее на своих волнах неустойчивую гондолу, в которую из мрачной башни опускается прекрасная Арсиноя.
В разделе нидерландской живописи особое впечатление производит работа крупнейшего нидерландского художника пятнадцатого века Яна ван Эйка. Связанный средневековыми традициями в выборе темы, ван Эйк изображает Марию с младенцем Христом и святых как реальных, земных людей в современных художнику костюмах и в окружении торжественной и пышной архитектуры.
Наиболее ранней по времени возникновения Дрезденской галереи является коллекция немецкого искусства. Еще в 1587 году саксонский курфюрст приобрел «Адама» и «Еву» Лукаса Кранаха - виднейшего немецкого художника шестнадцатого века.
Среди картин обращает на себя внимание портрет молодого человека, в котором мужественная решительность характера сочетается с большим личным обаянием. Портрет написан великим немецким художником Альбрехтом Дюрером.
Блестящий расцвет искусства Фландрии семнадцатого века неразрывно связан с великим именем Петера Пауля Рубенса. Все творчество этого художника посвящено праздничному прославлению радости земного бытия человека, тесной связи его с могучими силами природы. Мировой известностью пользуются его замечательные картины: «Возвращение Дианы с охоты», «Меркурий, Ио и Аргус» и, наконец, «Вирсавия».
Во фламандском зале можно видеть картины помощников Рубенса по его художественной мастерской - Ван - Дейка, Снайдерса, Ван - Удена, а также картины Иорданса.
Голландское искусство семнадцатого века представлено в Дрезденской галерее именами Рембрандта, Вермеера, Якоба ван Рейсдаля, Метсю, Остаде и др. Художники Голландии, освободившись от религиозной и мифологической тематики, обратились к изображению человека в его повседневной жизни. С тонким лиризмом и поэтичностью пишут они широкие холмистые долины с медленно текущими реками, пасмурное небо своей родной страны, небольшие дома с остроконечными крышами, дворики, комнаты, наполненные солнечным светом. В «Девушке, читающей письмо» художник Вермеер с необыкновенной лиричностью передает спокойную, ясную радость человека. Изумительный по красоте солнечный свет сквозь раскрытое настежь окно наполняет всю комнату и заставляет загораться все краски в картине. Фигура молодой девушки кажется окутанной мягким потоком свежего, чистого воздуха, от которого как бы трепещет в ее руках тонкий лист бумаги.
Творчество величайшего голландского художника Рембрандта представлено в основном ранними работами. Среди них выделяются «Портрет Саскии» в малиновом берете и «Автопортрет с Саскией». В последней картине Рембрандт как бы прославляет свое счастье, праздничную радость жизни. Для художника уже в ранних работах характерен интерес к внутреннему, душевному миру человека, передача его настроения и глубоких волнующих чувств. В портрете Саскии, написанном с удивительно мягкой прозрачной светотенью, образ молодой женщины полон внутреннего человеческого обаяния и задорного лукавства.
Суровой страстностью образов, демократичностью отличаются произведения испанских художников семнадцатого века. Одной из выдающихся картин испанского художника этого времени - Риберы - является его «Св. Агнеса». С большим человеческим чувством передан на полотне нежный и целомудренный образ девушки, полный внутренней чистоты и благородства. Существует предположение, что позировала Рибере его дочь Анна.
В Дрезденской галерее представлена также коллекция французского искусства. Среди замечательных картин семнадцатого века выделяется «Спящая Венера» Пуссена.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.