«Солнечная республика»

Янина Романюк| опубликовано в номере №686, декабрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Недалеко от Сталиногруда, столицы «черной», промышленной Силезии, в маленьком местечке Кошенцин возвышается старый замок, окруженный густым парком. Когда - то здесь жили немецкие князья, а сейчас это резиденция польского молодежного ансамбля «Шленск». Организатором «Шленска» явился известный силезский композитор Станислав Хадына, ныне художественный руководитель ансамбля. Он давно мечтал о создании такого коллектива, который понес бы в широкие массы народа мелодии и танцы родной Силезии. Но его планам суждено было осуществиться только при народной власти. Наше правительство, наша партия горячо поддержали композитора в его прекрасном начинании. Особенно большую помощь оказал ему воеводский комитет Польской объединенной рабочей партии в Сталиногруде.

Создать ансамбль оказалось делом нелегким. Прежде всего надо было найти людей. Много деревень и шахтерских поселков Силезии объехал композитор в поисках талантливой молодежи. Порой он сталкивался с непониманием, даже с недоверием. Иной раз не так - то просто было уговорить парней и девушек спеть какую - нибудь песню, чтобы определять их музыкальные способности. Приходилось пускаться на всевозможные хитрости. В одной деревне, например, с помощью местных активистов устроили вечер. Юноши и девушки веселились, пели, совершенно не подозревая о том, что к каждой их песне внимательно прислушивается композитор, что он записывает одну мелодию за другой, одновременно отмечая в своей тетрадке исполнителей, обладающих хорошими голосами.

Встречались и другого рода трудности. Некоторые родители запрещали своим детям вступать в ансамбль, о котором они ничего не знали.

Но так обстояло дело вначале, когда коллектив только создавался. А вот осенью 1952 года, когда был объявлен всепольский конкурс по приему в ансамбль, желающих поступить в «Шленск» оказалось очень и очень много. Весть об этом конкурсе дошла и до моей деревни, затерявшейся где - то в Полесье. С тревожно бьющимся сердцем ехала я в Сталиногруд. Кандидатов оказалось около двенадцати тысяч! Из ста претендентов в ансамбль имел шансы попасть только один. Вот почему я так волновалась. И легко представить себе мою радость, когда я узнала, что меня зачислили в ансамбль.

Как в хор, так и в танцевальную группу пришла молодежь без какого бы то ни было музыкального образования. Читать ноты умели очень немногие из нас.

Приходилось заниматься с утра до вечера. Мы, хористы, изучали теорию музыки, сольфеджио, а хореографическая группа - основы классического балета, народные танцы, в частности танцы Силезии.

Помимо нашего концертного репертуара, который состоит более чем из ста песен и танцев, мы разучиваем как материал, обогащающий нашу музыкальную культуру, отрывки из опер и песни таких композиторов, как Шелиговский, Войтович, Сыгетинский, Рилинг, Рудзинский, Глазунов, Новиков, Хачатурян, Свешников.

Когда я пришла в ансамбль, мне, признаться, не верилось, что из столь пестрого состава его участников сможет быть создан сплоченный, дружный коллектив - слишком уж велика была разница в возрасте участников ансамбля. Уршуля Порвол, которая известна теперь как солистка, пришла в ансамбль, когда ей едва исполнилось тринадцать лет. Но среди нас были и такие, которым уже перевалило за двадцать. Разным был и общеобразовательный уровень. Одни имели среднее образование, другие пришли в ансамбль прямо со школьной скамьи или с производства, как, например, Юзеф Соморовский, Павел Ледвин и многие другие.

Девушки в национальных платьях и юноши в форменной одежде силезских шахтеров поют хоровую песню. А в это время хореографическая группа ансамбля исполняет танец «Ходзоный трояк».

Часто по вечерам мы собирались в каком - нибудь из залов замка, рассаживались на чем попало - кто на стульях, кто на ступеньках, кто прямо на полу - и часами слушали беседы нашего руководителя. Каждое слово его глубоко западало в душу. «Если вы хотите чисто и красиво петь, то старайтесь чисто и красиво жить», - говорил он нам. И мы прилагаем все наши усилия к тому, чтобы жизнь каждого из нас была такой же чистой и светлой, как то лучезарное искусство, которому мы с честью служим. Недаром ансамбль «Шленск» у нас в Польше называют «солнечной республикой»...

Наш труд, наши усилия принесли свои плоды. Мастерство участников ансамбля «Шленск» росло. И вот Дануся Буры, которая еще совсем недавно, подгоняя хворостиной овец, пела на горных пастбищах «Солнышко вышло», сейчас исполняет эту свою любимую песенку в больших концертных залах.

Вряд ли когда - нибудь думали Марыся Грубы, Ядвига Легерская и Ганка Сйкора, что они принесут на сцену городских зрительных залов свои пастушеские песни, что будут петь перед тысячами людей о легендарном бескидском герое Ондрашеке, который боролся с панами и защищал простой народ.

Мы очень любим наши песни, сочиненные, записанные или обработанные композитором Хадына, наши танцы, поставленные балетмейстером ансамбля Эльвирой Каминской. Мы любим петь «Каролинку», «Карличка», «Шла девушка». Нам нравятся танцы «Пилки», «Ходзоный трояк», наш «Шахтерский вальс», а также танец с платочками. Некоторые девушки и юноши из танцевальной группы ансамбля, например, Бася Брандт, Галина Стошек, Аркадий Мроква, Тадеуш Козелец - лауреаты конкурса народных танцев на V Всемирном фестивале в Варшаве.

Песни и танцы, исполняемые нашим ансамблем, свидетельствуют о том, что Силезия - это не только промышленный центр Польши, не только край угля, стали и упорного труда, но и подлинная сокровищница польского народного творчества, нашей многовековой культуры, которая сейчас бурно развивается.

Невозможно передать, как мы все были счастливы, когда узнали, что «Шленск» поедет на гастроли в СССР. Вместе с чувством радости мы, однако, испытывали и некоторую робость: ведь Советский Союз - это страна большого искусства, в Москве выступают лучшие артистические силы.

На советской земле мы на каждом шагу сталкивались с трогательным гостеприимством.

Надолго запомнятся нам три недели, проведенные в Советском Союзе. Мы здесь столько увидели, что трудно разобраться в этом обилии впечатлений. Но, может быть, именно потому, что «Шленск» - молодежный ансамбль, нам больше всего запомнились встречи с советской молодежью. Наши советские друзья были с нами всюду. Мы видели их и на вокзалах, и на улицах, и в залах, где проходили наши концерты. У нас завязалось много хороших знакомств с советскими юношами и девушками. Особенно памятной для нас была встреча с комсомольцами Москвы, которая состоялась в Концертном зале имени Чайковского.

Эта встреча, организованная по инициативе молодежи «Шленска», прошла в самой сердечной обстановке.

Дорогие советские друзья! Поездка в вашу страну явилась огромным событием в жизни нашего ансамбля. Мы увезли отсюда самые светлые, самые радостные воспоминания. За ваше гостеприимство и дружескую заботу о нас, за ваше искреннее, сердечное отношение к нам, за все то, что вы нам показали н чему нас научили, мы старались отплатить вам самым лучшим, что мы имеем, - нашими песнями и танцами.

И если наше искусство принесло вам радость, если оно вызывало улыбки на ваших лицах, то мы с лихвой вознаграждены за наш труд.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены