Вокруг серебристого шара

А Штернфельд| опубликовано в номере №668, март 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда мы совершили полный оборот вокруг Луны, местность, температуру которой мы измеряли, находилась несколько восточнее по отношению к нашей орбите, в полной тени. Нам еще раз удалось измерить температуру почвы в этом месте. Оказалось, 79 градусов ниже нуля! Селенограф утверждает, что в этом месте сейчас наверняка образуются трещины в породе. Но такое предположение требует проверки при солнечном освещении. Безусловно, лунные породы растрескиваются и размельчаются от колебаний температуры, особенно резких во время солнечных затмений. В этом, видимо, и кроется тайна исчезновения цирка Линнея в море Спокойствия. На месте, где когда - то многие астрономы видели его четкие очертания, осталось лишь пятно.

Затмение длилось 3 часа 19 минут. Нам, конечно, не удалось проследить все его этапы. Перерыв в наблюдениях длился 51 минуту, когда «Лункор - 2» попал в двойную тень: Земли и Луны. Это, естественно, совпало с перерывом в радиосвязи с Землей. В остальное же время мы регулярно радировали Земле результаты наших наблюдений. Так что при любых обстоятельствах наши труды не пропадут даром...

Досадно, что мы не застали конца затмения. Опоздали на две минуты. Но это от нас не зависело: круговая скорость на данной высоте строго определена законами природы.

... Незаметно появился серп нашей планеты: рождается новая Земля.

Мечта Константина Эдуардовича Циолковского стала явью: мы исследуем мировое пространство реактивными приборами!

Пришла пора вернуться домой. Покидаем лунные цирки и кратеры, горные отроги, перерезывающие пустынные равнины, рельефные «светлые лучи» и глубокие темные расщелины. Мы покидаем безжизненную, бесплодную, негостеприимную Луну с ее безводными «морями», как бы в насмешку названными морями Плодородия и Влажности, Дождей и Облаков. Мы покидаем залив Радуги, озеро Сновидений и океан Бурь. Мы выполнили наш долг перед любимой Родиной и возвращаемся в нашу прекрасную страну.

Экспедиция имела целью заснять всю поверхность Луны до мельчайших подробностей. Она должна была также изучить состав и строение атмосферы Луны, установить, возможно ли сопротивлением воздуха затормозить спускающийся на Луну корабль. Экспедиция возвращается с превосходными микролентами.

На основании этого документального фильма будет составлен многотомный атлас Луны, изображающий ее поверхность. Лучше всего мы изучили лунную Арктику и Антарктику: над этими областями мы пролетали сотни раз.

Хотя атмосферу Луны мы исследовали лишь на высоте свыше десяти километров, этого вполне достаточно, чтобы наши ученые смогли сделать точные выводы о ее строении и составе и в нижних слоях.

Мы засняли также лунную поверхность через цветные фильтры, при поляризованном свете, инфракрасных и ультрафиолетовых лучах, сделали снимки для цветных фотографий.

Мы изучили магнетизм Луны, определили расположение ее магнитного экватора и магнитных полюсов; мы зарегистрировали явления флуоресценции и фосфоресценции на Луне.

За 27 земных суток и 8 часов мы сделали 360 оборотов вокруг Луны, а сама Луна - один оборот относительно звезд.

Теперь - в обратный путь!

Опять заработал ракетный двигатель. Несколько сот километров «Лункор - 2» летел, ускоряя свое движение, пока он начал, наконец, заметно отрываться от своей круговой орбиты и медленно набирать высоту.

Двигатель выключен, а Земли все еще не видно.

Неожиданно на горизонте появился бугорок - это восходит Земля. Она утопает в солнечном свете. Луна тоже вся залита Солнцем. Пересекаем терминатор. Обращенное к Земле полушарие Луны блестит ярким «пепельным светом».

Луна на небосводе становится все меньше, ее серп заметно убывает. Мы возвращаемся на Землю по симметрическому полуэллипсу.

... Мы уже пятые сутки в пути. Сейчас приближаемся вплотную к Земле и готовимся к спуску.

Перед нами, пожалуй, самый трудный этап путешествия - торможение воздухом. Но с нами опытный пилот первой лунной экспедиции, и мы спокойны.

Переселяемся из «прицепа» в маленькую кабину планера. Переносим туда микроленты, вахтенный журнал, научные записи. Надеваем скафандры. Отделив «прицеп» от корпуса двигателя, разделяем его вдоль продольной оси на два огромных «корыта» и прикрепляем длинными стальными канатами к задней части фюзеляжа спускного планера. На первых порах эти корыта будут служить парашютами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены