«Укрощение дельфина»

Евг Шатров| опубликовано в номере №678, август 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Это было около двух лет назад. Собравшиеся в одном из московских бассейнов пловцы с интересом следили за тем, как то в одном, то в другом конце водной дорожки поднимались каскады брызг.

- Володя! Покажи еще разок! - кричали с трибун мастеру спорта Стружанову, недавно вернувшемуся из Бухареста.

Высокий, атлетически сложенный юношам оттолкнувшись от стенки, сначала «поплыл обычным баттерфляем, а затем, сомкнув ноги и работая ими вверх - вниз, стал демонстрировать перед товарищам новый способ плавания - дельфин.

- Верно, получается совсем по - дельфиньи! И ясно, откуда добавочная скорость. Сопротивление воды меньше, - проговорил тренер общества «Трудовые резервы» Александр Лалаев.

Проплыв метров пятнадцать, Стружанов остановился и перевел дух:

- Уф - ф! Тяжело! Рукам тяжело...

- Быстро ты выдохся, - подзадорил его кто - то. - А вот Тумпек сто метров так идет.

Имя венгерского пловца Дьердь Тумпека было в те дни у всех на устах. Плаваю стилем дельфин, он установил новый мировой рекорд, стал чемпионом Всемирных студенческих игр. Успехи Тумпека представляли особый интерес потому, что всего только год назад дельфин как разновидность баттерфляя был узаконен международной федерацией.

Вернувшись со Всемирных студенческих игр, Владимир охотно показывал новинку, но для себя не находил в «ей практической пользы. Дельфин нужен тем, кто плавает баттерфляем, а излюбленные способы Стружанова - кроль и брасс.

Однако тренер молодого мастера спорта отнесся к дельфину по - иному.

- Хороший пловец, - говорил он своему ученику, - должен владеть всеми способами.

Тренер помнил Стружанова совсем еще подростком, когда тот в 1948 году пришел в молодежную школу плавания «Трудовых резервов».

Токарь, а затем электросварщик Володя Стружанов за два года стал мастером спорта: по плаванию брассом. Позже он добился значительных успехов в кроле на длинных дистанциях. Неплохо освоил и плавание на спине и обычный - баттерфляй, а теперь как будто начало ладиться у него и с дельфином.

Весной минувшего года произошло событие, одинаково взволновавшее и Стружанова и его тренера. Таллинский пловец Энделъ Эдаси в комплексном плавании на 400 метров (баттерфляем, на спине, брассом и кролем) улучшил свой всесоюзный рекорд, добившись результата международного класса - 5 минут 26,5 секунды.

- А ведь такое время и тебе, Володя, по силам. Конечно, если кое - что пересмотреть! - сказал Лалаев.

Они взвесили возможности, и получилось, что Стружанов в самом деле имеет шансы претендовать на более высокий рекорд Но для этого нужно несколько улучшить результаты в плавании на спине и баттерфляем. Дельфин, разумеется, занял в тренировках видное место Но овладеть им было нелегко. Технику движения ног Стружанов освоил довольно хорошо: на пятидесятиметровом отрезке у него была отличная скорость. Однако ведь плыть каждым способом придется не 50, а 100 метров... На второй же полусотне Владимир Стружанов уставал, сбивался с ритма, терял время.

Стружанов и Лалаев искали наиболее правильное распределение сил на дистанции, пробовали дельфин в различных вариантах. Тренировки продолжались, и у пловца день ото дня крепла вера в успех.

И вот летом 1954 года Владимир Стружанов проплыл 400 метров четырьмя способами за 5 минут 25,6 секунды, став новым рекордсменом Советского Союза.

Если после установления всесоюзного рекорда его обладатель вдруг становится необычайно задумчив и серьезен, если он то и дело совещается со своим тренером, можно почти безошибочно предположить, что речь идет уже о побитии мирового рекорда. Этот рекорд в комплексном плавании равнялся 5 минутам 18,3 секунды и принадлежал немецкому спортсмену Шпенглеру (ГДР).

- Разрыв солидный... Трудно будет его преодолеть, - говорил Стружанов.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

На экране Жерар Филип

Письмо Жерара Филипа

Опасный маршрут

Продолжение. См. №№ 11, 12, 13, 14, 15