Много лет назад жила в Казахстане русская девушка, дочь рыбака Мария. Однажды весной встретила она в степи юношу - казаха Думана, по прозвищу Дударай - кудрявый - и полюбила его. Молодые люди поклялись не разлучаться друг с другом. Но родители не позволяли им видеться. Русский священник в церкви и мулла в мечети одинаково проклинали Марию и Думана, дерзко нарушивших старинные обычаи. Однако настоящая любовь сильнее предрассудков, не боится ни осуждений, ни преград. Мария и Думан покинули родные места и поселились в далеком ауле. Немало счастливых дней прожили вместе молодые люди. Однажды Мария сложила песню о своем любимом. Называлась эта песня «Дударай». Как искренняя песня сердца, полетела она по степи, переходя из уст в уста. Вскоре весь народ узнал и полюбил эту песню.
«Дударай» - так назвали свою оперу композитор Евгений Брусиловский и драматург Айтбай Хангельдин. В ней рассказывается о глубокой и нежной любви Марии и Думана, о дружбе казахского и русского народов, об их совместной борьбе против угнетателей.
Глубоко народна, поэтична музыка оперы. В ариях, дуэтах, хорах, оркестровых картинах этого произведения переплелись казахские и русские напевы. Композитор широко использовал и народные пьесы для домбры - кюйи - и интонации старых революционных песен.
Опера «Дударай» идет на сцене Казахского государственного театра оперы и балета имени Абая. В спектакле, поставленном лауреатами Сталинской премии режиссером Курманбековым и дирижером И. А. Заком, наряду с мастерами старшего поколения выступила и артистическая молодежь театра.
Центральную партию роль революционера Артема - исполняет молодой солист Ермек Серкебаев.
Не так давно Ермек работал диктором алма - атинского радио. Иногда после того, как заканчивалась очередная передача, в студии можно было услышать сильный низкий голос Ермека, подражавшего только что выступавшему певцу. Ермек очень любил петь, и все, кто его слышал, убеждали юношу учиться пению. С успехом выдержал Ермек приемные экзамены в Алма - атинскую консерваторию и еще в годы учебы начал выступать на оперной сцене.
Онегин в опере Чайковского, Фигаро в «Севильском цирюльнике», Абай в одноименной опере Жубанова и Хамеди - вот партии, которые спел уже Ермек Серкебаев. Самую большую награду за упорный творческий труд принес Ермеку Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Бухаресте, где он на конкурсе вокалистов получил вторую премию.
Но успехи не вскружили голову молодому певцу. Он постоянно совершенствует свое искусство, и его работа над образом Артема - яркое тому подтверждение.
Выпускница Алма - атинской консерватории Эра Епонешникова свой творческий путь начинала на сцене рабочего клуба. Молодая артистка овладела казахским языком и сейчас выступает как в русских, так и в казахских операх. Сложная роль Марии явилась для Эры Епонешниковой подлинным экзаменом на аттестат зрелости. В этой партии с особым блеском раскрылось и вокальное и драматическое мастерство артистки. Особенно сильное впечатление производит в ее исполнении сцена во втором акте оперы.
... Мария ждет Думана. Она думает о нем. и невольно ее мысли складываются в стихи. Сначала она еле слышно. еще сама не представляя, что получится, напевает сложенные ею строфы. Но постепенно песня льется все громче, все увереннее... И зритель как будто присутствует при рождении знаменитой песни «Дударай».
Звучит победоносная, торжественная музыка финала оперы, посвященной дружбе народов. II невольно думается о том. какие замечательные плоды принесло великое содружество народов нашей страны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.