Подводя итоги прошлого зимнего сезона, зарубежные спортивные обозреватели с тревогой писали о том, что советские конькобежцы одерживают победы, так как бегают своим, особым стилем, который намного отличается от норвежского, признанного почти во всех странах мира. Не в этом ли русском стиле, спрашивали знатоки конькобежного спорта, заключен секрет небывалых успехов советских спортсменов, которые вышли победителями в соревнованиях на первенство мира и Европы и обновили большинство мировых рекордов?
А вскоре газеты сообщили о том, что руководители Норвежского союза конькобежцев решили начать обучение молодых скороходов русской технике бега, так как она оказалась самой совершенной.
Все эти признания особенно ценны потому, что еще три года назад на Западе весьма скептически относились к попыткам советских скороходов побить мировые рекорды. Зарубежные специалисты считали, что добиться выдающихся результатов может только спортсмен, владеющий норвежским стилем бега.
Однако здесь необходимо напомнить, что первым победителем первенства мира был не кто иной, как русский спортсмен Александр Паншин. Еще в 1888 году он доказал, что русские бегают на коньках по - своему, что их стиль превосходит норвежский. Русский скороход бегал уверенно и красиво.
Он одним из первых стал во время бега держать руки за спиной, а не на груди, как норвежские спортсмены.
Русский стиль непрерывно улучшался, совершенствовался. Высокое умение показал и москвич Николай Седов, завоевавший в 1906 году звание чемпиона мира. Его бег отличался эластичностью, упругостью толчка, продолжительным накатом. Однако Седов не достиг еще того мастерства в беге на короткие дистанции, которым несколько позже в совершенстве овладел его земляк Николай Струнников.
Чемпион мира и Европы 1910 и 1911 годов Струнников окончательно утвердил классический русский стиль скоростного бега на коньках - низкую посадку, узкую елочку следов, плавный толчок, продолжительный накат после толчка. Его движения были скупы и экономичны.
В условиях царской России недолго блистал талант мирового чемпиона. Как известно, Струнников был лишен возможности поехать на очередное первенство мира из - за недостатка средств. А вскоре он совсем перестал выступать на ледяной дорожке. Но стиль русского чемпиона был развит и улучшен молодыми скороходами, пришедшими ему на смену.
В 1913 году на первенстве Европы молодой москвич Василий Ипполитов победил неоднократного чемпиона мира норвежца О. Матисена. В манере Ипполитова основными особенностями являлись широкий шаг, эластичность толчка и отличная пластика движений. Он бегал с низко опущенным корпусом, именно так бегают теперь современные конькобежцы.
К сожалению, Ипполитов занимался конькобежным спортом еще меньше, чем Струнников: в 1914 году началась первая мировая война, и двадцатидвухлетнего чемпиона послали на фронт.
Наш молодой советский спорт вписал в историю создания русского стиля немало новых имен. В их числе прежде всего нужно назвать имя Якова Мельникова, неоднократно побеждавшего прославленных зарубежных чемпионов, в том числе и четырехкратного чемпиона мира норвежца И. Балангруда. Мельников принес в русский стиль, помимо блестящей техники, новые элементы, сыгравшие немалую роль в успехах всего советского спорта. Высокие моральные качества - огромная воля к победе, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать любые трудности, благородное отношение к соперникам - стали неотъемлемыми для любого советского спортсмена.
Спорт - удел молодых. Как ни силен был Мельников, ему пришлось уступить первенство молодому москвичу Ивану Аниканову. Стиль бега этого конькобежца стремились освоить многие молодые скороходы. Лучше всех удалось это сделать конькобежке из города Кирова Марии Исаковой. Оба бегали с низко опущенным корпусом, на круто согнутых в коленях ногах. Благодаря этому их шаг был широким, плавным. На поворотах оба сильно наклоняли корпус внутрь круга, что необходимо для удержания огромной скорости, развиваемой конькобежцами.
Впоследствии Аниканов стал тренером Исаковой. Результат их совместной творческой работы известен - трехкратное первенство мира, завоеванное Марией Исаковой.
Вместе с Аникановым в борьбу за всесоюзное первенство вступили десятки молодых конькобежцев из различных городов и областей страны. Неожиданно для всех скороход из Вологды Константин Кудрявцев установил рекорд на самой короткой дистанции - 500 метров. Он пробежал это расстояние за невиданно короткое время - 43,9 секунды. Выступление Кудрявцева ознаменовало собой своеобразный переворот в технике бега на короткие дистанции. Для него были характерны неторопливость в движениях на прямой и исключительная частота перебежки на поворотах. Будучи неоднократным чемпионом СССР, Кудрявцев довел свой рекорд до 42 секунд - результата, который на катках Москвы до сих пор не побит.
За те годы и на длинных дистанциях были внесены существенные поправки в стиль русских конькобежцев. Горьковчанин Евгений Летчфорд освоил бесшумный толчок, который является отличительной особенностью современной техники скоростного бега. Он же впервые применил новую методику тренировки - повторное прохождение отрезков дистанции на предельной скорости.
Война на время задержала рост мастерства советских конькобежцев. Однако в первых же послевоенных международных соревнованиях наши конькобежцы вновь продемонстрировали высокую технику, выносливость, неуклонную волю к победе. Ленинградец Николай Петров, выступая в Норвегии, побил не только всесоюзные рекорды на длинные дистанции, но и улучшил рекорды катка в городе Тронхейме. Технику бега Петрова знатоки конькобежного спорта в Норвегии признали «революционизирующей», настолько она отличалась от привычного им стиля их соотечественников.
Если советские конькобежцы - мужчины произвели на норвежцев большое впечатление, то бег наших конькобежек был для них ошеломляющим. Советские спортсменки побили рекорды «самой Лейлы» - обладательницы всех мировых рекордов по конькам для женщин, норвежки Л. Шоу - Нильсен. Новую рекордсменку мира, русскую конькобежку Татьяну Карелину, норвежцы прозвали «Уральской молнией».
Советские женщины в последующие годы постоянно побеждали в мировых чемпионатах. Чемпионкам мира Марии Исаковой, Лидии Селиховой, Халиде Щеголеевой, обладательницам мировых рекордов Римме Жуковой, Софье Кондаковой свойственны различные манеры бега. Но в то же время для них всех типичен русский стиль бега, выработанный многими поколениями конькобежцев нашей страны.
В 1948 году на мировом первенстве в Финляндии нашим конькобежцам пришлось испытать горечь поражения. Произошло это главным образом потому, что в составе советской команды почти не было молодых скороходов.
Перелом наступил только тогда, когда вышел на лед целый ряд молодых спортсменов, вооруженных новой техникой, заботливо переданной им конькобежцами старшего поколения. Вместе с техникой молодежь усвоила и традиции советского спорта - патриотизм, волю к победе, настойчивость.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.