Их стройки

А Логиков| опубликовано в номере №603, июль 1952
  • В закладки
  • Вставить в блог

Более шестидесяти лет назад на весь мир прогремел грандиозный международный скандал: шесть министров, десять сенаторов, сто пятьдесят членов французского парламента, инженеры Лессепс и Эйфель сели на скамью подсудимых за чудовищные злоупотребления на постройке Панамского канала. Во время суда газеты писали о Панаме: «Во всём мире нет другого места, где было бы сосредоточено столь много плутовства и гадости, такой скрытой кучи навоза, моральной и физической мерзости».

Спорить не приходится: правильно. И относится это не только к одной Панаме.

Вспомним черную историю хотя бы двух буржуазных строек.

Суэцкий канал... Много веков прошло с тех пор, когда он впервые соединил Средиземное и Красное моря. Его часто заносило песками и ещё чаще разрушали во время войн. В такие времена вдоль запустевшее водной дороги от Красного моря к берегам Нила тянулись караваны ослов и верблюдов, перевозивших товары.

В VIII вене русло канала окончательно занесло илом и леском. Но после открытия морского пути в Индию о Суэцком канале снова вспомнили. Это была более короткая дорога из Атлантики в Индийский океан, чем открытый путь вокруг Африки.

В шестидесятых годах прошлого века канал через Суэц построили несколько в ином направлении. Правители Египта предоставили строительной компании рабочую силу бесплатно. Из-за бесчеловечного отношения к подневольным людям на канале погибло около 20 000 египтян-феллахов. От начала работ до открытия первой навигации прошло более 10 лет. А ведь трасса канала проходила через песчаную плоскость и озёра. Причем оба моря, между которыми проходит канал, лежат на одном уровне. Не требовалось ни шлюзов, ни плотин, ни каких-либо иных крупных искусственных сооружений: Суэцкий канал самотёчный.

В 1869 году от Порт-Саида до Суэца прошли шестьдесят восемь судов под флагами почти всех стран мира. Это была внушительная демонстрация международного значения прямого пути из Европы в Индию, в Тихий океан.

Открытие Суэцкого канала было крупным поражением Великобритании. Раньше она целиком контролировала окружную дорогу в Индию. Теперь старый путь терял прежнее значение. Англия всячески пыталась помешать постройке канала. Но это ей сделать не удалось. Тогда англичане решили любыми средствами захватить главенствующие позиции на новой магистрали.

Прошло несколько лет, и английское правительство скупило 45 процентов всех акций, выпущенных «Компанией Суэцкого канала». Власть над каналом фактически перешла к английскому капиталу.

Канал намного облегчил англичанам колонизацию и разграбление Индии. Одними из первых «пассажиров», доставленных по каналу в Индию, были толпы миссионеров, полицейские и солдаты, вооружённые скорострельными ружьями.

В полную зависимость от иностранных хозяев канала попал и сам Египет. За восемьдесят с лишним лет существования канал не принёс трудящимся Египта ничего, кроме кабалы и разорения. С палубы корабля можно видеть, как худые феллахи собирают на песке библейскую «манну» - съедобный лишайник, - а по берегу канала натужно бредут египетские бурлаки.

Приближается время окончания столетнего срока концессии территории Суэцкого канала. В 1968 году канал должен стать полной собственностью Египта. Однако, по американо-английским стратегическим планам, весь Египет открыто превращается в одну из главных военных баз на Среднем Востоке. Англия увеличила численность своих войск в зоне канала с 10 тысяч более чем до 100 тысяч человек. В новых районах оккупации строятся военные объекты. От Порт-Саида до Суэца берега канала усеяны белыми палатками солдатских лагерей, заняты многочисленными аэродромами, танкодромами, артиллерийскими парками.

Но хотя в Египте повсюду и распоряжаются англичане, британское владычество на суэцких водах начинает колебаться: к каналу настойчиво подбираются американцы. Представитель правительства США при Ватикане упорно добивался уступки 1 000 акций канала, подаренных папе в 1869 году женой Наполеона III. В 1948 году пала Пий XII продал американцам императорский подарок.

Лиха беда - начало. Не исключена возможность, что американцы залезут в сейфы и лондонских держателей акций...

Панамский канал... На первое предложение прорезать узкий 80-километровый перешеек, разделяющий два океана, наложила вето католическая церковь. Это было в XVI веке. Америка тогда была испанской колонией, и король Испании специальным указом объявил мысль о канале греховной.

Вторую попытку сделали спустя полтораста лет англичане. Однако жёлтая лихорадка, индейцы и испанские войска вскоре обратили их в бегство. На трассе будущего канала остались первые сотни трупов.

В 1880 году возникло организованное французами «Общество междуокеанского канала». Вокруг постройки канала поднялась оглушительная свистопляска в печати. На торжественный концерт по случаю начала работ в Панаму специально привезли из Европы знаменитую певицу Сарру Бер-нар. Целых восемь лет газеты писали об успехах строительства. Потом вдруг «Общество междуокеанского канала» объявило себя несостоятельным. По Франции прокатилась волна самоубийств разорённых держателей акций.

Вот что выяснилось на суде.

К сооружению канала приступили без необходимых научно - изыскательских работ. Технический проект был составлен безграмотно. Снабжение строительства велось из рук вон плохо. Однажды в Панаму- в тропики - завезли громадную партию лопат для снега! Строительные работы продвигались крайне медленно. В малярийных болотах люди гибли массами. Пятьдесят тысяч белых рабочих было схоронено на кладбищах. Трупы цветных без счёта свозились на свалку в вагонах вместе с землёй, вынутой на канале. «Живым гробом» заслуженно назвали Панаму.

«Общество междуокеанского канала» сумело выполнить лишь 20 процентов работ, израсходовав средства, рассчитанные на всё строительство. Сменившая его компания влачила жалкое существование из-за финансовых трудностей.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены