- Я растерялась. Это редко бывает, когда хорошо знаешь свою роль и растеряешься, - сказала Вера Титова. - А вот тогда случилось то, о чём я буду помнить всю жизнь. Когда раздвинулся занавес, я представила вдруг, как здесь, в Малом театре, на этой вот сцене, выступала великая Ермолова. Вы понимаете: Ермолова, Малый театр и я, комсомолка, только начинающая свою жизнь.
Девушка помолчала, как бы мысленно перенесясь а тот памятный вечер на сцену театра, затем продолжала:
- Я никому тогда не сказала об этом, да и вряд ли кто заметил мою заминку. Ведь всё это случилось в какое-то мгновение. Свою роль я провела хорошо, но волнение не покидало меня до последнего акта.
Взволнованность молодой актрисы легко понять. Дочь простой работницы, Вера Титова с ранних лет мечтала о сцене. Начиная с первого класса она непременная участница всех школьных самодеятельных концертов. Когда ей исполнилось 15 лет, она пришла в драматический театр и попросила прослушать ее. В театре заинтересовались сценическими способностями Веры и приняли её в театральную студию.
И вот годы учёбы позади. Она принята в труппу Казанского Большого драматического театра имени Качалова. Началась самостоятельная творческая жизнь на профессиональной сцене.
Вскоре молодой актрисе поручают роль Барбы в пьесе Я. Райниса «Вей, ветерок!».
- Сыграть Барбу было моей мечтой, - рассказывает Вера. - Мне казалось, что я хорошо чувствую этот образ и мне легко удастся создать его на сцене. Но после первых же репетиций режиссёр сказал, что играю я плохо, что Барба у меня наивная девушка, лишённая внутреннего содержания. Это была справедливая оценка. Первая неудача лишь укрепила во мне желание сыграть Барбу правильно и по-своему.
Чтобы лучше понять духовный мир своей героини, молодая актриса по совету режиссёра занялась историей. Она изучила условия, сложившиеся в латвийской деревне к концу XIX века, разобралась в социальных противоречиях, в характерах действующих лиц.
Это помогло Вере создать светлый образ девушки Барбы, исполненный драматизма и неподкупной искренности.
Прекрасно сыгранная роль Барбы принесла заслуженную известность молодой актрисе. Спектакль «Вей, ветерок!» пользуется неизменным успехом не только в Казани, но и у зрителей Москвы, где в нынешнем летнем сезоне проходили гастроли Казанского театра.
Талантливая игра Веры Титовой не составляет исключения. В Казанском театре работает большая группа одарённой молодёжи. Яркие, запоминающиеся образы в различных пьесах русских классиков и советских драматургов созвали воспитанница Московского института театрального искусства Галина Раменская, выпускница Московского городского театрального училища Ирина Семенова. Многообещающее будущее у молодых способных актёров Виталия Ланского, Ивана Мокеева, Ольги Денисовой, Геннадия Гурфинкеля, Игоря Алексагина.
Второй год работает в театре молодой одарённый актёр Георгий Бальян. Участник Великой Отечественной войны, он успешно окончил Московский институт театрального искусства и навсегда связал свою жизнь с искусством. В первый же сезон Георгию поручили роль Максима Орлова в пьесе лауреата Сталинской премии Н. Дьяконова «Свадьба с приданым». Настойчиво и трудолюбиво создавал свой первый сценический образ молодой актёр. Он прочитал много произведений художественной литературы о жизни колхозной деревни, психологически обосновал каждую реплику, каждый поступок Максима. Роль удалась, и молодой дебютант был тепло принят зрителями.
Вскоре Бальяну поручают роль лейтенанта Эдвина Бентли в пьесе Ярослава Талана «Под золотым орлом».
- Я прочитал множество политической литературы, - рассказывает Георгий, - советовался с товарищами и преподавателями из университета марксизма-ленинизма, который закончил в этом году. Это помогло мне полнее раскрыть звериную сущность представителя американской военщины.
За два сезона молодой актёр сыграл семнадцать ролей. И от спектакля к спектаклю всё полнее раскрывалось его дарование и замечательное мастерство перевоплощения. Бесспорной и, пожалуй, самой значительной удачей Бальяна следует считать роль Улдыса в пьесе Я. Райниса «Вей, ветерок!». Этот символический, глубоко философский образ Бальян решает с правильных идейных позиций. Улдыс-Бальян бросает вызов существующему укладу жизни и порывает с миром собственников, к которому он принадлежит.
Своими первыми успехами молодёжь театра во многом обязана режиссёру, заслуженному деятелю искусств БССР Л. М. Литвинову. Опытный режиссёр, хороший педагог, он учит молодых актёров идти в раскрытии образа от внутреннего к внешнему, используя внешние выразительные средства после того, как внутренний мир героя понят, когда актёр сжился с ним, почувствовал малейшие нюансы в его поведении.
Много и плодотворно работают с молодыми актёрами опытные мастера сцены народный артист РСФСР и ТАССР Н. Я. Якушенко, заслуженная артистка РСФСР и народная артистка ТАССР Е. Е. Жилица, заслуженная артистка ТАССР С. А. Грекова, народный артист ТАССР А. Д. Гусев. Чтобы выявить творческие возможности и определить способности молодых актёров, им поручают роли самых различных планов. Георгий Бальян играет такие различные по своему характеру роли, как Улдыса («Вей, ветерок!»), Максима Орлова («Свадьба с приданым»), Салак Салтаныча («Последняя жертва» А. Н. Островского). Подобных примеров немало.
В работе театра нет мелочей, нет людей, выполняющих второстепенную работу. Здесь всё важно. Костюмера и театрального мебельщика зрители обычно не видят. Но они как бы незримо присутствуют в каждом действии, в каждой картине. И режиссёр, рассказывая о создании новых спектаклей, не преминет упомянуть и костюмера, и осветителя, и простого рабочего сцены.
И действительно, нельзя без восхищения смотреть на искусно сделанную мебель, относящуюся к различным эпохам и различным стилям. Эта мебель украшает собой многие спектакли театра. Ее сработал молодой мебельщик комсомолец Анатолий Жарков. Работа Анатолия не. простое копирование эскиза. С подлинным вдохновением относится он к своему нелёгкому ремеслу, вкладывая в не го весь свой комсомольский задор.
С уважением говорят в театре о молодом реквизиторе Зинаиде Андреевой, о рабочем сцены комсомольце Вячеславе Евдокимове и о многих других, кто не выходит к сверкающей рампе, но своим скромным трудом делает большое дело.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.