Если «люди без недостатков» и встречаются в жизни, то это люди крайне неприятные: или ханжи, более или менее ловко скрывающие свои слабые стороны, или души «обтекаемые», без «острых углов», готовые со всяким поладить и всякому угодить, или беззастенчивые зажимщики критики, которые, пользуясь робостью и инертностью окружающих, высокомерно «не разрешают» критиковать себя, или, наконец, всё это вместе взятое. Нет людей без недостатков; есть люди, не видящие своих недостатков и, следовательно, не стремящиеся к совершенству. Поэтому всегда предпочитаешь иметь дело с натурами, повёрнутыми к тебе своими сильными и слабыми сторонами.
Положительный герой нашей литературы не есть некий отвлечённый «букет» добродетелей, «совершенства образец», «дипломированная абстракция», по выражению директора завода, на котором работают Журбины.
Положительный герой не тот, кто не имеет недостатков, а тот, кто умеет сознательно, деловито, критически относиться к недостаткам, к себе и своим товарищам. Раскрыть эти качества положительного героя - значит также раскрыть в труде его характер.
По этому пути и идёт В. Кочетов. Его заслуга - последовательно-принципиальное отношение к молодым героям-рабочим. Он любит их мужественно и требовательно, не заискивая перед ними, не оскорбляя их умилением.
«Чего не бывает, - наказывает однажды невестке один из старших Журбиных. - Говори всё, не таясь... Люди какую хочешь правду стерпят, пусть самую злую. Не стерпят они обмана». Вот хорошая формулировка одной из основных идейно-художественных установок писателя. Благодаря ей В. Кочетов полнее раскрывает в труде образы своих положительных героев - молодых рабочих.
Строгое отношение писателя к молодому герою делает книгу по-настоящему интересной, увлекательной. Начинаешь с волнением следить за судьбами младших Журбиных и их окружающих, постоянно задаёшь себе вопрос: что произойдёт дальше? Поймёт ли Зина, молодой инженер, рвущийся на производство, значение скромной, невидной, но необходимой работы в бюро технической пропаганды? Одолеет ли она высокомерную косность инженера Скобелева? Как сложится судьба Алексея, ставшего после больших успехов на грань зазнайства? Книга насыщена самокритикой, а это осложняет характеры молодых героев, обостряет сюжет и, стало быть, повышает её увлекательность.
Пристальное внимание к вопросам семьи - еще одна особенность и достоинство «Журбиных».
«Сколько подводных камней, - говорит В. Кочетов, - на пути семейного корабля, как зорко следить надо за ними! Команда такого корабля должна быть очень дружной, и каждый в ней обязан владеть лоцманским искусством». И это искусство - полноправная часть «дела Журбиных», и оно передаётся в семье по наследству. Им в совершенстве владеет старейшина рабочей «династии» - дед Матвей, умело руководит семьёй его сын - Илья Матвеевич. Но Виктор, например, не сумел вовремя увидеть подводных камней на пути своего «семейного корабля». только ли его жена Лида виновата в происшедшем разрыве? До конца ли неправа она, когда говорит о муже: «Он живёт этими досками и бревнами, он пропах стружками и клеем и ничего больше вокруг себя не замечает»? Слова эти заставляют осуждать не только Лиду, но и Виктора: его первая семья не устояла перед житейской проверкой. Лида решила вырасти без помощи мужа; она отправилась искать себе труд по душе.
Радуясь возникновению новой семьи Виктора, всё же не можешь не осуждать его. Думается, что писатель во многом полемизирует с людьми, увлекающимися трудом в ущерб семье, а не на благо её.
Другой пример - история любви Алексея и Кати. После неудачного замужества любимая Алексея ждёт ребёнка. Без раздумий принимает Алексей Катю в свою семью. И эта спокойная решительность в любви - также результат воспитания людей в труде, в уважении друг к другу.
Писатель сильнее там, где он раскрывает характеры в движении, в борьбе, в столкновениях со старым. Поэтому нельзя считать до конца удачным образ Антона Журбина, инженера. Он входит в книгу уже сформировавшимся, готовым «эталоном положительности». История его роста дана бегло, в самом конце книги. Здесь писатель проявляет непоследовательность: он изменяет своему стремлению проникать во всю глубину душевного мира героя.
Язык молодых героев ясный, простой.
Чем глубже проникает писатель в духовный мир героя, - тем богаче мыслью, чувством самые простые слова.
« - Ничего не выйдет, - мрачно сказал Алексей, отворив фоторепортеру дверь. - Извиняюсь, конечно».
« - Немедленно увези меня обратно! Или я уйду пешком», - говорит Катя Алексею, привезшему её в свой дом.
В коротких репликах, в обыкновеннейших словах -всё, пережитое и переживаемое молодыми героями книги: и злость Алексея на себя после крупного разговора с отцом, и лёгкая ирония к себе, польстившемуся на лёгкую славу; и большие душевные колебания Кати (не из жалости ли хочет жениться на ней Алексей?), которые она старается скрыть под решительной интонацией. Слово, сам тон высказанного передают состояние души юноши и девушки, они обобщают.
«Антон, - говорит В. Кочетов в другой главе, - с волнением следил за стальной махиной, под звуки музыки медленно плывущей в воздухе». И здесь же писатель рассказывает о его жизни: «Постепенно главным его желанием сделалось желание работать лучше всех, формировался характер не только энергичный, жизнерадостный, но и, на удивление Ильи Матвеевича, необыкновенно настойчивый». Слова лишь информируют нас о происходившем. К счастью, такой склад художественного языка - исключение, а не правило.
На многих читательских конференциях, в выступлениях молодых рабочих часто высказывается горячее желание увидеть наконец в произведениях советских писателей молодого героя нашего времени. Нельзя не верить, что желание это осуществится и, может быть, скоро: уже появляются книги, всё более и более разносторонне рисующие молодого советского человека.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.