Василий Суслов торопился. Ему нужно было сегодня после работы попасть в заводскую библиотеку, чтобы подобрать материал для беседы о моральном облике молодого советского человека. Надо было также написать передовую статью для цеховой стенной газеты и закончить составление плана комсомольской работы на июнь.
Руки, испачканные в масле, как назло, не отмывались. Он усердно их мылил, то и дело посматривая на часы.
Когда Суслов был уже у выхода, его окликнули. Запыхавшись, подбежал комсомолец Александр Белов, высокий белокурый парень в синей спецовке.
- Ну что? - спросил Василий, - Говори быстрее, я опешу.
- У меня в станке патрон бьёт, нельзя работать, - сдерживая дыхание, сказал Белов.
- Скажи мастеру, - ответил Суслов и хотел идти.
- Мастер занят у другого станка. Зайди на минуточку, посмотри.
Через минуту Василий, вооружившись инструментами, хлопотал у станка.
... В ноябре прошлого года комсомольцы механического цеха единогласно избрали Суслова своим комсоргом. Комсомольское собрание не стало слушать его биографии.
- Мы его знаем! - раздались в зале голоса, когда председатель собрания предложил «послушать товарища Суслова».
В жизни Василия не было ничего такого, что отличало бы его от остальных ребят. Родился он в селе Александровке, Воронежской области, в двадцать девятом году. Жарким июньским днём 1946 года Василий вместе с тремя товарищами - односельчанами приехал в подмосковный город Подольск, в ремесленное училище.
В первый же день учёбы ребятам показали токарную мастерскую училища.
Василий - по натуре горячий, нетерпеливый человек. Ему очень хотелось поскорее начать работать, но преподаватели долго рассказывали об устройстве токарного станка, о режиме резания металла, а к практической работе не допускали. Наконец настал день, когда мастер поручил Василию самостоятельно обработать первую деталь - шайбу. Василий, как настоящий, опытный рабочий, подошёл к станку и приступил к делу. Но тут же случился конфуз: он «запорол» деталь.
Мастер повертел её в руках и, глядя на Василия, сказал:
- Помнишь, ты как - то спрашивал у меня, что такое заусеницы? Вот они, заусеницы, - и он указал пальцем на мелкие задирины на шайбе. - Видишь? Объясни, отчего они бывают.
Василий молчал, потупя голову.
- Заусеницы бывают, когда работаешь тупым резцом, - ответил он после паузы и робко взглянул на мастера.
- Резец у тебя острый. Грех в том, что не умеешь работать. - Мастер улыбнулся и добавил: - Учись - и всё будет хорошо.
И Василий Суслов начал обучаться токарному делу. Наука давалась не так - то легко, как первое время он думал. Были неудачи, разочарования, но мастер, человек внимательный, настойчивый и требовательный, терпеливо занимался с ним. Первые успехи ободрили Василия, укрепили в нём уверенность, что из него получится токарь. А скупой на похвалу мастер к концу занятий подходил к Суслову, долго вертел в руках сделанные им детали, замерял их, рассматривал сквозь лупу и как бы про себя говорил: «Неплохо».
Ремесленное училище Василий Суслов окончил по пятому разряду. Через месяц он переступил порог завода. Огромный, светлый цех встретил его шумом множества станков. Токарная мастерская училища выглядела совсем крошечной по сравнению с заводским цехом.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.