Национальные свойства русского человека Островский видел не в покорности и смирении, а в действенной активности, в воле к преодолению препятствий на своём пути, в стремлении к свободе, в ненависти ко всему тому, что принижает человека. Наиболее ярко стремление к свободе выражено в образе Катерины («Гроза»).
Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» писал об Островском: «...он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто всё русское общество, которых голос слышится во всех явлениях нашей жизни, которых удовлетворение составляет необходимое условие нашего дальнейшего развития».
Продолжая лучшие традиции русской прогрессивной драматургии, Островский явился смелым новатором в области не только содержания, но и формы. Добролюбов назвал пьесы Островского «пьесами жизни».
Островский с изумительным искусством сумел использовать неисчислимые богатства русского языка, его образность, гибкость, музыкальность.
Восхищаясь языком пьес Островского, И. С. Тургенев сказал: «Эдаким славным, вкусным, чистым русским языком никто не писал до него».
Островский писал, думая о народе, для народа, и это придало его пьесам неумирающую ценность, сделало его художественные принципы близкими и дорогими нашему искусству. Островский оказал мощное и в высшей степени плодотворное влияние и на развитие русского реалистического сценического искусства. Именно на образах его пьес по преимуществу росли и крепли великие деятели русского театра Садовский, Мартынов, Стрепетова, Ермолова и многие другие.
Пламенный патриот, Островский боролся с низкопоклонством перед буржуазным иностранным искусством. Он неустанно пропагандировал идею создания оригинальной отечественной драматургии.
«Мы должны, - писал Островский, - начинать с начала, должны начинать свою родную русскую школу, а не слепо идти за французскими образцами и писать по их шаблонам разные тонкости, интересные только уже пресыщенному вкусу... зачем же нам успокаиваться на пошлостях, тешащих буржуазное безвкусие».
Великий драматург мечтал о создании в Москве народного театра. Указывая, что императорские театры являются театрами «богатой буржуазии», Островский полагал, что народный театр откроет для прогрессивных писателей возможность создания подлинно народной драматургии.
Произведения Островского, которые преследовала царская цензура, получили массовое распространение в печати и на сцене лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Советский театр сумел наиболее правильно и полно раскрыть творчество Островского.
Характеризуя борьбу передовых людей России за самобытный национальный театр, Островский в 1882 году писал: «Много принесено было и материальных, и нравственных жертв, чтобы удовлетворить умственный голод публики; патриотические стремления деятелей того времени будут с честью помянуты в истории умственного развития русского общества».
Советский народ хранит благодарную память о великом драматурге Александре Николаевиче Островском, творческое наследие которого вошло неотъемлемой частью в сокровищницу русской культуры.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.