В одной школе

Лариса Фёдорова| опубликовано в номере №621, апрель 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

В этом году зима на Урале была снежной. Холода стояли всего каких - нибудь несколько дней. Остальное время всё падал и падал снег... Были дни, когда Свердловск с утра до вечера казался задёрнутым кисеёй, и дворники едва успевали расчищать тротуары. Давно бы пора уняться метелям: весна не за горами.

Весна - это значит экзамены в школе, а для некоторых новая веха в жизни - аттестат зрелости, потом студенчество, большая, серьёзная работа.

К семи часам на Шарташской улице, где находится школа рабочей молодёжи № 10, становится людно. Молодёжь спешит сюда сразу с нескольких сторон, а больше всего с заводов. Школа № 10 - самое красивое здание на этой улице. Приветливо светятся её большие окна. Вечер вступил в свои права. Добро пожаловать, заводская молодёжь! И школьники торопятся поспеть в школу до звонка на урок. Весёлый смех то и дело оглашает тишину Шарташской улицы.

Школа рабочей молодёжи.

Не верьте, если кто - либо из учащихся скажет, что учиться здесь легко и просто. Всякая учёба требует труда, упорства и твёрдой уверенности в необходимости того, что ты делаешь. В коридоре 10 - й школы висит плакат. «Прочные знания и хорошая учёба - наш вклад в дело мира!» Об этом здесь помнит каждый.

Десятиклассники... Над тетрадями склонились электрик - комсомолец Геннадий Попов, токарь Владимир Шустов, отличница учёбы комсомолка из охраны завода Рая Осипова. Они с завода транспортного машиностроения. В следующем ряду парт вместе со своими подругами сидит контролёр VIIЗ - 6 Нина Сабанова.

Сейчас урок физики. Преподаватель Константин Евгеньевич Скворцов уже раскрыл коробку, в которой он носит на урок приборы. Но старый учитель что - то медлит. Вздыхая, он перелистывает журнал посещаемости, смотрит отметки.

- Сабанова, вы опять пропустили два раза?

Маленькая, с большими косами девушка еле сдерживается, чтоб, объясняя причину, не сказать лишнего по адресу своего начальника.

- Он говорит, это - ваше личное дело, что вы учитесь; мы, говорит, сейчас план нагоняем...

Раскрасневшаяся, она садится, хотя по глазам её видно, что высказала она далеко не всё, что накипело...

Учитель тоже расстроен. Как же теперь переходить к теме света, если Сабанова не знает предыдущего материала? Не знает его и другая работница из отдела технического контроля - Ирина Кучерова.

Та пропустила четыре дня, а потом принесла справку, что была задержана на производстве. И обе девушки работают у одного начальника, по фамилии Ванжа. Имеет ли он представление, этот начальник, что значит для десятиклассников пропустить подряд четыре дня? «Надо сходить на завод самому, - решает учитель - коммунист. - Может, посоветовать Сабановой обратиться к секретарю райкома?»

Константин Евгеньевич хмурит седые брови и решительно вытаскивает из коробки линзы.

- Вы, Сабанова, в перемену ко мне подойдите. Договоримся насчёт консультации. Придётся уж воскресеньем пожертвовать...

Старый человек с молодым сердцем! Учащиеся любят его за терпеливость, с какою он объясняет им новый материал, за то, что он помнит, откуда пришли, сюда его ученики. В седьмом классе, например, когда проходили электрический ток, электрик Геннадий Попов отлично мог рассказать устройство счётчиков.

Но этот же Геннадий, считавшийся на заводе неплохим электриком, понятия не имел о плавильных печах высокой частотности. Пришлось участвовать в экскурсии на свой же завод. Странно было Геннадию и другим учащимся с этого завода ходить здесь в роли экскурсантов и выслушивать объяснения мастеров, с которыми каждый день встречаешься то в столовой, то в библиотеке, то в комитете комсомола.

Потом подошли к теме о свойстве металлов. Здесь многое знал рыжеватый старательный токарь Володя Шустов и почти совсем ничего не знал электрик Геннадий.

- Тут дело вот какое, - сказал на перемене Геннадию Шустов, - производство тоже многому учит, но только всех разному, а школа, как в одну копилку, в каждого из нас разные науки вкладывает... По порядочку, чтобы путаницы не было...

Однажды в учительской появилось два списка. В каждом по двадцать девять человек. Это были списки учащихся, которые уже бросили учёбу или находятся на грани отсева. Самое неприятное, что в том и другом списке фигурировало несколько имён десятиклассников. И это весною, накануне выпускных экзаменов!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены