... Мягко покачиваясь на упругих тросах, клеть стремительно мчится вниз. С каждым метром становится всё менее ощутимым сорокаградусный зной. Влажный, прохладный ветерок освежает лицо. А клеть всё мчится и мчится. И когда уже кажется, что её движению не будет конца, она мягко останавливается, словно повисая в воздухе.
Сделав первый шаг, останавливаешься, изумлённый необычайной картиной. Вокруг, словно усыпанные мириадами звёзд, искрятся своды соляного рудничного двора, поблескивает паутина узкоколеек. По ним снуют маленькие, но сильные мотовозы. Они тянут по девять вагончиков, гружённых глыбами каменной соли, похожей на мрамор.
- У нас в шахте, - говорит сменный инженер Галей Валеевич Ахтямов, - как в хорошем дворце: всё блестит.
Много лет своей жизни отдал Ахтямов Илецкому соляному руднику. Он начал работать здесь ещё мальчиком, когда рудник принадлежал оренбургским богатеям-купцам братьям Дюковым.
- Раньше-то, - продолжал он, - с зари до зари рубили топором вот эти каменные стены и нарубались до того что на спине соль выступала. А когда выходить на-гора, так тебе «радость» подносят: «Поднимайся наверх по лестнице». А длина её - сто с лишним метров.
Галей Валеевич ведёт вас в глубину рабочей камеры № 5. Здесь действительно, как во дворце. Беловато-прозрачные своды камеры смыкаются на 25-метровой высоте и образуют словно беломраморный красивый потолок.
Широкий пролёт тянется почти на полкилометра. Ещё недавно стена, что теперь отступила на полкилометра от ствола шахты, примыкала к самому рудничному двору. И удивительно, что здесь почти не видно людей, отодвигающих стену, - всё делают машины. Три - четыре горняка с перфораторами в руках насверлят в стене отверстий, заложат динамит и укрываются в штреках. Подобно грому в горах, раскатываются в подземелье гулкие взрывы. Вмиг вырастает гора соли высотой до 20 и более метров.
Вслед за подрывниками идут машины. Это скреперы. Они нагружают соль в вагончики мотовоза.
Маркшейдер - секретарь комсомольской организации шахты Владимир Мелютин производит очередные расчёты: где и как наиболее эффективно взорвать каменную стену. Ученик Гален Валеевича, Владимир Мелютин совсем недавно был сам подрывником. Теперь он командир участка. Под его руководством работает около 40 комсомольцев.
Комсомольцы - гордость рудника. Среди них нет ни одного, который не выполнял бы сменного задания.
... Когда подъезжаешь к шахте, внезапно перед взором открывается удивительное зрелище. На зеркальной поверхности большого озера лежат люди. Вода в нём настолько насыщена солями, что свободно удерживает на своей поверхности человека. Ока обладает лечебными свойствами, и на берегу озера расположен санаторий.
В очень жаркую погоду температура воды на поверхности достигает 30 и более градусов, но стоит только опуститься на глубину 4 метров, как она падает до нуля градусов. Даже в 40-градусную жару на 8-метровой глубине температура её - минус 8 градусов.
Ещё в XVII-XVIII веках кочевники, ходившие по степным просторам этого края, обнаружили залежи соли и начали её разработку. Она велась до 1889 года, пока котлован, где производилась добыча соли, не затопило водой и на месте бывших соляных разработок не образовалось озеро, известное сейчас под названием Развал.
При советской власти здесь была построена новая, технически оснащённая шахта. Тысячи тонн высококачественной соли в месяц даёт Илецкий государственный рудник. Коллектив шахты из месяца в месяц перевыполняет план.
Соль-Илецк, Чкаловской области.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.