Младший сержант Анатолий Дрюченко по своей гражданской профессии - преподаватель физики и математики. Но для своих питомцев - учеников россошанской семилетней школы № 2 - он был больше чем педагог. Анатолий был воспитателем, учителем в самом широком смысле этого слова. Об этом говорят искренние и убедительные письма, получаемые младшим сержантом Дрюченко.
Люся Кулешова, которой в своё время Анатолий давал рекомендацию для вступления в комсомол, пишет ему: «Я хочу посоветоваться с вами... Часто я думаю о своей будущей профессии и всякий раз убеждаюсь, что больше всего мне хочется быть педагогом. Всем нам вы привили любовь и интерес к точным и увлекательным наукам: физике и математике».
Вот ещё одно письмо:
«Дорогой учитель! Вы пишете, что были в Москве. Это очень хорошо. Мы сейчас отправились в заочное путешествие по Советскому Союзу, а для этой игры нам нужны следующие сведения о музеях, высотных зданиях, новой линии метро, театрах...» И далее следует длинный вопросник, который, пожалуй, поставил бы в затруднение и коренного москвича.
Но Анатолий был и в музеях и в театрах, дважды осматривал с экскурсией высотные здания. В его блокноте много коротких и точных записей; здесь можно найти краткую биографию Лопе де Вега, размеры самого высокого здания, тезисы лекции о происхождении земли в связи с открытиями О. Ю. Шмидта и многие другие полезные сведения. Вечерами Анатолий в читальном зале или парткабинете отвечает на письма своих бывших учеников.
День младшего сержанта расписан по минутам: учёба в классе, в физкультурном зале, в поле... Есть в распорядке дня «свободные» часы, когда Анатолий особенно занят: он секретарь комсомольской организации роты.
Комсомольское. бюро этой роты ведёт большую культурную работу. Молодёжь встречалась с композиторами и художниками, побывала в музеях и театрах. Организация хорошо подготовилась к кроссу. Многие солдаты сдали нормы на значок «ГТО» второй ступени. Сам Анатолий получил третий разряд по лыжам. Он прошёл 10 километров за 47 минут... Но главная работа комсомольского бюро - это товарищеская взаимопомощь в учёбе.
И в армии Анатолию иногда приходится быть педагогом, учителем. Однажды часть готовилась к инспекторской поверке. Комсомольское бюро поручило младшему сержанту помочь рядовому Михаилу Лобышеву. Они занимались три недели, день за днём, всё свободное время. Наступил день инспекторской поверки, и рядовой Лобышев получил оценку «отлично»,
Ночь, Дождь. Болото. Сколько ещё шагов осталось? Ветер шумит в осиннике. Это хорошо: заглушает шаги.
Алексей останавливается, прислушивается. Где-то рядом могут быть его товарищи по отделению. Но их шагов не слышно. Ничего и не видно. Единственное светлое пятнышко - циферблат компаса. Алексей знает и чувствует: скоро должны быть склады «противника». Но где, на каком шагу вдруг вырастет перед ним фигура «часового»?
Командир отделения сегодня поставил задачу: достать «языка». Такова тема практических занятий. Алексей делает ещё несколько шагов, всматривается. И ему кажется, что где-то далеко на тёмном фоне появилось какое-то расплывчатое пятно. Разведчик припадает к земле.
Он ползёт медленно, насторожённо, так, чтобы не скрипнули сапоги, не хрустнула ветка, чтобы в любую долю секунды вскочить и обезоружить «часового». Так это и получилось.
Когда Алексей уже хотел было взвалить связанного солдата себе на спину, темноту прорезывает ослепительный свет фонарика, и разведчик слышит знакомый голос командира отделения:
- Гвардии рядовой Гречуха! Задачу выполнили отлично. Я всё время наблюдал за вами.
Командир отделения помогает в практических занятиях рядовому Алексею Гречухе. Алексею поручено помогать в занятиях по физической подготовке рядовому Алексею Краснорудскому. Часто в физкультурном зале можно увидеть обоих солдат: Гречуха показывает, Краснорудский повторяет. А в это время в читальне, в классах сидят по двое, по трое солдаты. Это тоже группы взаимопомощи. На этом и основывается великое солдатское товарищество, взаимная выручка и единая воля.
Юрий Иванов серьёзно изучает воинские уставы и наставления, быстро и чётко выполняет команды, отлично успевает по многим специальным предметам. Юрий находит время, чтобы помочь в учёбе своим товарищам. За успехи в боевой и политической подготовке ему присвоили звание гвардии ефрейтора - старшего солдата.
Активного, любознательного и дисциплинированного ефрейтора избрали секретарём комсомольского бюро подразделения. Юрий организовал работу так, что в свободное время солдаты и сержанты начали систематически повышать свой идейно-политический и культурный уровень. За короткое время комсомольцы и молодёжь подразделения прослушали цикл лекций по диалектическому и историческому материализму, о воинском искусстве советских полководцев, по астрономии.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Что рассказал Михаил Гаспарьян, лаборант Большого бетонного завода