О роли сатиры Некрасов писал:
Сатира действует и шире и смелей.
Как нуля, находить виновного умея.
Сатириком Некрасов был в течение почти всей своей поэтической деятельности, начиная с такого произведения, как «Ростовщик» (1844 год), «кончая «Современниками» (1875 год) и «Кому на Руси жить хорошо» (1863 - 1877 годы).
По определению В. И. Ленина, Некрасов учил «русское общество различать под приглаженной и напомаженной внешностью образованности крепостника - помещика его хищные интересы...», учил «ненавидеть лицемерие и бездушие подобных типов...»
Во второй половине 50 - х годов, творчество Некрасова достигает своего наивысшего расцвета. В России усиливается крестьянское движение, а в 1859 - 1861 годах складывается революционная ситуация.
Некрасов - соратник и единомышленник подлинных революционеров той эпохи: бесстрашных борцов Чернышевского, украинского поэта Шевченко и выдающегося идеолога крестьянской демократии Добролюбова. Он воспевает их как тех настоящих деятелей истории, которые достойны высокого уважения.
Великий демократ Чернышевский запёчатлён в поэзии Некрасова как «пророк» революции, находивший невозможным «служить добру, не жертвуя собой».
В стихотворении «На смерть Шевченко» Некрасов рассказывает о жизни великого поэта угнетённого украинского крестьянства, называя его «человеком замечательным», замученным царским правительством:
Всё он изведал: тюрьму петербургскую.
Справки, допросы, жандармов любезности.
Все - и раздольную степь Оренбургскую.
И её крепость...
Добролюбову Некрасов посвятил два стихотворения: «Двадцатое ноября» и «Памяти Добролюбова».
Поэзия Некрасова, отражавшая кровные, насущные интересы народа, имела исключительную популярность в демократических кругах русского общества. Некрасовские стихи раскупались нарасхват, зажигали сердца молодёжи горячей любовью к народу и одновременно ненавистью к его поработителям.
Некрасов в эпоху 60 - 70 - х годов был наряду с Чернышевским я Добролюбовым властителем дум молодёжи. Его стихи из «Размышления у парадного подъезда» стали петь в народе; его «Песня Ерёмушке» приобрела исключительную популярность, она учила революционную молодёжь 60 - х годов:
Жизни вольным впечатлениям
Душу вольную отдай,
Человеческим стремлениям
В ней проснуться не мешай.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из рассказов, поступивших на конкурс журнала «Смена»