Самые большие красные дни, самые короткие белые ночи. Высокое солнце далеко отошло от небесного круга экватора, всходит на северо - востоке, заходит на северо - западе. Летнее солнцестояние, по - народному «межень солнца», 22 июня открывает астрономическое лето.
Чудесна в природе севера эта пора - от сева до покоса. Пролетье.
Собственно, теплое лето средней полосы и Подмосковья начинается обычно со второй декады июня, а с половины июля - жаркое лето. Пропадают в лесу фавориты весны - ландыши, и на смену, под их именем, продаются букеты белоколокольчатых грушанок, похожих на ландыши, но пахнущих яблоками.
... Под солнцем утра цветист бархат непочатого луга.
В лиловатой дымке метельчатых трав вперемежку красуются ало - голубые колокольчики, белые ромашки, пурпуровые и красно - фиолетовые журавельники, жёлтые и синие мышиные горошки, багровые клеверы, красные и розовые гвоздички.
Вместе с рожью зацветают васильки в полях, и ещё бойчее посвист перепелов во ржи.
Здравствуй, лес! Навстречу ветру трепещет вёрткий лист лесного тополя - беспокойной осины, осыпанной высеребренными нотами зяблика, капелью пеночки.
Молодые осинки и клёны удивляют в июне, как в золотую осень: зарумяниваются красноватыми каёмками бантичной листвы на новых побегах - листопорослях. Что весной, то и осенью в один цвет красится червонная листва осин и клёнов.
В непроглядно - густой чаще слышится таинственный шёпот мелодии зелёного шума, словно деревья вкрадчивым лепетом пересказывают нескончаемую сказку летнего леса.
Над ухом звенят, на глазах бронзовыми нитками мечутся, стрелой нижут воздух пчёлы и мухи. Неумолкаем и затейливый говорок ручейка - краснобая. Искрится и сверкает студёная вода лесного овражка. В тон ручью под аккомпанемент кузнечиков переливаются выразительные реплики леса, хрустальные трели стозвона непокойных птиц, вспоминающих свежее предание весны. Но пышная зелень уже глушит нежные звуки напева птиц.
«Фиу - лиу - фиу» - замечательна полнозвучная песня, красивы закруглённые звуки неподражаемого свиста. Только украдкой и подглядишь, как нарядна яркопёрая жёлто - чёрная птица. Необыкновенный контраст пера. Ярко - жёлтые голова, спина и брюхо, а крылья и хвост чёрные. Это «золотой петушок» - иволга, июньская певица солнечного дня.
А самка - наседка, жёлто - зелёная клуша, сливается с зеленью, невидимка, и дети смолоду все в неё. Гнездо - по виду полушар, корзиночка; висячая люлька птенчиков качается на развилке тонких ветвей. Всегда на вершине, как ни у кого, иволгино гнездо - мягкая колыбель на качелях. Иволги да зяблики и миловидны пером, и голосистые запевалы, и архитекторы - чемпионы - гнездостроители.
Поэты воспели голос иволги, но это не песня, а боевой сигнал другим «золотым петушкам». А весенняя песня тише, едва слышна, напоминает лады славки, зато далеко раздаётся кошачий, рысий крик резкого мяуканья иволги, как бы ревнивый вызов соблазнителям - соперникам. Заодно и обман налётчиков - сорок, ворон: не подумайте, мол, что тут птица, - кошкой кричит.
... Светлые клубки кучевых облаков втихомолку выплывают из - за леса и светятся, словно пики снежных горных цепей.
В хрустальном блеске ясно - голубого дня нежна и чиста зелень плакучих ив, нависающих с берегов над зеркальной гладью пруда. Дремлет в тихоструйной воде тростник, и видно, как гуляют мальки в водорослях, словно в дремучем лесу.
Сияет солнце. Пламенно горят яркие цветы солнечных берегов. Сухим зноем пышет жгучий воздух ясного дня. Освежающей прохладой веет от реки. В зелёной раме берегов покоится зеркало тихой воды. Кудрявые деревья с берега как бы заглядывают в прохладную глубь затона. «Дремлют плакучие ивы, низко склонясь над водой...».
Фенологическая примета начала июня: всплывают листья кувшинки, - значит, не будет больше ночных заморозков.
Поверх воды, словно золочёные грецкие орехи, пылают огоньки - цветы жёлтых кубышек - водяных лилий. А рядом на синеющей воде покоятся изящные фарфоровые чашечки белых, кувшинок. До чего же изумителен строго филигранный рисунок многолепестной кувшинки! Затон словно сервирован зелёными тарелками листьев и чашками из ярко - белого фарфора.
Светлее воды» ярче чаек, яснее дня, белее облаков звёзды кувшинок в солнечное утро. Ненаглядна краса этих белолицых русалочьих цветов, как бы насквозь просвеченных солнцем. Лебяжий цветок - солнцелюб, в ненастье не раскрывается, дремлет в бутоне.
Причудливо под вечер колышутся нарядные лилии в седых волнах тумана, и тогда кажется, будто вальсируют русалки на зеркале тихой воды.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.