Тоня сразу решила, что мастер Иван Кузьмич - очень добрый человек. Говорил он тихо, ласковым голосом, добродушно пощипывая клинышек бородки. Когда Иван Кузьмич улыбался, от глаз его разбегались тонкие морщинки. А мастер смотрел на стоящую перед ним четырнадцатилетнюю девочку со смешными светлыми косичками и думал о том, что очень уж напоминает эта худенькая Тоня его внучку, погибшую в Ленинграде во время обстрела города фашистскими орудиями.
- А родители есть у тебя, Тоня? Нахмурилась девочка, опустила вниз большие серые глаза и, теребя поясок ситцевого платья, тихо ответила:
- Нету... Мама умерла, а папа... папа на фронте погиб...
Иван Кузьмич кашлянул, дёрнул себя за бородку покрепче, а потом бережно поднял голову Тони за подбородок и сказал, глядя в её глаза:
- Училище у нас очень хорошее, Тоня. Ребята дружные, в обиду никому не дадут. Ну, а я постараюсь, чтобы токарем ты стала неплохим. Договорились?
- Ага! - радостно, по-детски ответила Тоня. От набежавшей улыбки лицо её сразу прояснилось, словно согретое выглянувшим из-за туч солнцем.
Ремесленники - новые друзья Тони Жандаровой - оказались людьми бойкими и самостоятельными, хотя самому старшему из них не было ещё и шестнадцати лет Не сразу Тоня встала за станок. Пришлось вначале запоминать мудрёные слова: «супорт», «нониус», «шпиндель», «микрометр» - и смотреть, как работают старшие.
Но вот однажды Иван Кузьмич передал Тоне маленький чертёж и серьёзно оказал:
- Надо будет выточить этот винтик. Оправишься?
Зарумянилась Тоня, взглянула «а чертёж и неожиданно для себя сказала:
- Конечно, справлюсь!
- Ну, ну... - ободряюще промолвил мастер и отошёл.
И вот винт на столе у Ивана Кузьмича. Тоня стоит, заложив руки за спину, довольная своей работой. И вдруг мастер, покачав головой, говорит:
- Поспешила, Жандарова. Этот винтик только в брак годится. Размеры не выдержаны.
Тоня вспыхнула, закусила губу - и снова к станку. На этот раз работала не торопясь, то и дело измеряла деталь.
И снова забраковал Иван Кузьмич винт.
- Резьба неважная, Тоня, - сокрушённо сказал он, - прямо скажем, рваная резьба.
Вот тебе и винтик! На первый взгляд мелочь, пустячок, а подина. Вздохнула Тоня и вновь принялась за работу.
А когда выточила винт как следует, сама не могла налюбоваться на него - такой он был блестящий, красивый, аккуратный. Ревниво смотрела она, как Иван Кузьмич проверяет винт штангенциркулем. Уж на этот раз комар носу не подточит! Улыбнулся мастер Тоне и ласково сказал:
- Вот теперь хорошо! А знаешь, что без этого винтика трактор не сможет работать? То-то и оно! Никогда не отказывайся, Антонина, от малого в работе, из малого строится великое. Старайся всегда трудиться внимательно, без брака. Ну, а винтик... винтик этот возьми себе на память...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.