Верим, огня не будет. Конечно, речь идет не о том огне, от которого могут загореться стены. Само собой, никто не настаивает, чтобы в школьном здании зажигались настоящие костры. Речь идет о другом. Мы запамятовали, чему собираются посвятить костер в 17-й школе, но мы помним, что в нескольких других школах говорили о воображаемом, по карте, путешествии в Москву, которое получат право совершить только те, у кого в четверти не окажется двоек.
И мы представили себе, как на таком сборе вокруг стола усядутся ребята, чтобы отправиться в воображаемое путешествие. Пройдет утомительных полтора часа, и вожатый запишет в дневник дружины, что проведено еще одно мероприятие.
Но, право же, это не работа, а лишь иллюзия работы; работа без огонька! Кажется, что-то сделано, а на самом деле ничего не сделано. Ибо мальчики не чувствуют прелести воображаемого путешествия.
И, наверно, именно поэтому ученик 19-й орловской школы шестиклассник Виктор Антонов дважды в течение последнего года, никого не оповестив, пускался в путь - мечтал добраться до Черного моря, до Одессы. Оба раза его, конечно, возвращали домой, в Орел, и справедливо отчитывали. Но страсть путешественника живет в нем. Ее надо только верно направить. Виктор с увлечением говорил, например, об экскурсии по историческим местам города Орла, предпринятой недавно учениками школы под руководством старшей вожатой Тамары Афанасовской. Он мечтает еще «о чем-нибудь таком же».
Опытный библиотекарь Лариса Сергеевна Горовая приохотила Виктора к чтению. За книгой он сделал немало открытий. Все в школе рады, что Антонов стал много читать. Он сказал нам, что уже прочитал все, что есть в библиотеке интересного, и назвал пять книг, которые хотел бы достать, - все приключенческие. Но Антонов, как и большинство мальчиков, - натура деятельная. Одними книгами, одними беседами его «не прокормишь». И об этом надо помнить вожатым.
На городской комсомольской конференции после выступления делегата, резко критиковавшего руководство пионерской работой в городе, в зал вошли пионеры. Раздались звуки горнов, и, предводительствуемые знаменосцами, ребята торжественно промаршировали к сцене. Им аплодировали, как никому, горячо и долго. Но самая веселая и одобрительная овация, какую нам приходилось слышать, возникла в зале, когда ребята произносили хором, отчетливо и чуть озорно:
Не легко вожатым в школе,
Если мы начнем шуметь.
С нами надо силу волн.
Надо выдержку иметь.
А мы подумали, что помимо этих качеств вожатому необходимо обладать еще знаниями, инициативой, любовью к своей работе, и тогда увлекательным пионерским делам не помешает ничто.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.