Наша советская литература немыслима без молодежи, без воспитания и выращивания литературной смены.
В связи с этим мне невольно вспоминается старик - садовод, которого я видел в колхозе близ Алма - Аты. В первый трудный послевоенный год он принял старый, запущенный колхозный сад и стал приводить его в порядок. Старик обработал довольно широкую, заросшую лохматым бурьяном и серой колючкой полосу пустующей земли между участками сада и посадил на ней семечки яблок и груш. Многие недоумевали: «Зачем начинать с семян, когда есть саженцы?» Садовод им ответил: «Вы хотите взять готовые, окрепшие саженцы, а я хочу сам стоять у истоков жизни, наблюдать растение с его всхода, с первого листика до первого цветения!»
Обновленный сад в этом колхозе теперь разросся, обильно плодоносит, а между участками подрастают ровные ряды густых светло - зеленых молодых яблонь и груш.
Мне этот случай вспоминается потому, что каждое молодое имя в цветущем саду нашей многонациональной литературы в конце концов является тем новым всходом, который до первого своего цветения требует кропотливой работы заботливого садовника.
Казахская литература, так же как и вся наша советская литература, постоянно пополняется талантливой молодежью. Только за последние пять - шесть лет вышли из печати романы А. Нурпеисова «Желанный день», С. Шаймердинова «Дорога в грядущее», повести и рассказы Б. Сокпакбаева, стихи и поэмы X. Ергалиева, Ж. Молдагалиева, С. Мауленова. Плодотворно работает молодой драматург М. Иманжанов. Его пьесы «Молодая жизнь» и «Моя любовь» поставлены республиканскими театрами. С серьезными критическими и литературоведческими трудами выступают молодые критики Т. Ахтанов и Т. Алимкулов.
В росте и формировании молодых литераторов живое участие принимают наши ведущие писатели М. Ауэзов, С. Муканов, Г. Мусрепов, Г. Мустафин. Они большую помощь оказали молодым романистам А. Нурпеисову, С. Шаймердинову и другим.
Немалую роль в воспитании молодых сыграли наши творческие комиссии. Но прошедший Третий съезд писателей Казахстана вполне обоснованно признал работу с молодыми писателями далеко не достаточной. Дело в том, что наши писательские организации еще плохо связаны с производством, колхозами, учебными заведениями, откуда в основном и идет пополнение писательских кадров. Литературных объединений и литературных кружков еще очень мало, а где они имеются, работа проводится от случая к случаю. Зачастую руководят этими объединениями и кружками мало подготовленные люди. Мне пришлось несколько раз присутствовать на занятиях литературного кружка Казахского университета. Литературные вечера здесь проходили неинтересно, так как не были подготовлены. Выступления молодых авторов заканчивались чтением очень слабых стихов. На занятиях серьезно не обсуждались насущные вопросы литературного мастерства, которые так волнуют писательскую молодежь.
У нас не практикуется такой важный метод работы с молодыми, как краткосрочные семинары по различным жанрам литературы, где подвергались бы анализу произведения отдельных авторов и они получали бы дельные советы, нужную поддержку. С другой стороны, это дало бы писательской организации возможность следить за ростом молодых.
Каждый новый автор, пришедший в литературу, безусловно, чем - то отличается от других. Задача писательской организации, редакций наших журналов и издательств - помочь молодому автору развивать то индивидуальное, своеобразное и новое, что заложено в его творчестве. В этом деле особо важную роль играет редакторская работа. Случается так: молодой писатель приносит в редакцию журнала или в издательство новое произведение. Как правило, издательство дает на него рецензию. Иной раз рукопись попадает в руки человека, литературные знания которого исчисляются трех - четырехгодичным пребыванием в «околоиздательских кругах» в качестве внештатного рецензента. Этот «знаток» находит в произведении молодого автора массу несоответствий с существующими в его, рецензента, понимании литературными канонами и требует от автора или от того, кто редактирует рукопись, «олитературить» произведение. И тогда исчезает то новое, своеобразное, что имелось в произведении автора как драгоценная частица самой жизни.
Произведение, довольно - таки «добросовестно» ощипанное, выпускается без крыльев и перьев в свет.
Молодым не нужна такая «помощь». Она даже вредна.
В работе с молодыми литераторами, пожалуй, самое важное место занимает идеологическое воспитание, формирование их мировоззрения, взгляда на жизнь, их общественной я классовой позиции. Но именно эта идеологическая работа остается пока самым слабым местом в деятельности писательской организации нашей республики. Иначе чем же объяснить такое явление, когда молодые литераторы, опубликовав первые свои труды, считают почти обязательным проводить время в ресторанах? Они почти убеждены, что дорога на Парнас, к славе, лежит через ресторан. А на самом деле эта дорога ведет в настоящее болото. Так, к сожалению, начали свой путь некоторые молодые литераторы.
Слабо поставлено теоретическое, художественно - эстетическое воспитание молодых литераторов. Организованный в 1953 году Вечерний университет работников искусства и литературы просуществовал всего около пяти месяцев.
Несколько слов об отеческой заботе и строгой требовательности к творчеству молодых со стороны опытных мастеров слова.
На съезде писателей Казахстана М. Шолохов по этому поводу говорил: «Мне рассказывали, как беркут воспитывает своих птенцов, когда они начинают летать. Подняв их на крыле, он не дает им опускаться вниз, а заставляет набирать высоту и гоняет их там до полного изнеможения, заставляя подниматься все выше и выше. Только при таком способе воспитания повзрослевший беркут научится парить в поднебесье... Своих молодых писателей мы должны учить таким же способом, должны заставлять их подниматься все выше и выше, чтобы впоследствии они были в литературе настоящими беркутами, а не мокрыми воронами, не домашними курами...»
Мы желаем, чтобы нас воспитывали именно так. Мы желаем, чтобы наши старшие товарищи не оставались равнодушными к нам, чтобы они радовались нашим успехам, а при наших неудачах сжимались бы их сердца.
Это и есть залог вечной молодости и нестарения нашей передовой советской литературы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.