На дальних островах

С Фролов| опубликовано в номере №658, октябрь 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из записной книжки художника

Серафим Фролов - молодой художник, воспитанник Московского художественного института имени В. И. Сурикова.

Еще студентом, готовя дипломную работу. Фролов побывал на Севере. С караваном судов, на борту парохода «Киров» он совершил арктический рейс: Архангельск - остров Вайгач - Диксон - бухта Тикси. Скупая и величественная природа Заполярья поразила художника: он полюбил простых, мужественных людей, творящих здесь свое большое дело. На материале, собранном во время плавания, художник создал две картины: «Среди льдов» и «Молодые геологи в тундре», - получившие при защите диплома отличную оценку.

Уже первая его самостоятельная работа, экспонированная на Всесоюзной выставке 1951 года, заинтересовала зрителей. Картина изображала полярную ночь и мчащиеся по снежному насту нарты, на которых примостилась девушка с перекинутой через плечо сумкой Красного Креста. Называлась картина «К больному...»

Московское отделение Союза советских художников послало Серафима Фролова в творческую командировку на Курильские острова. Внимательно изучал Фролов жизнь рыбаков и китобоев, делал зарисовки, этюды, после чего им была написана картина «Охотники за китами».

Творческий путь молодого художника только начинается, но уже и по первым полотнам можно судить о том. что привлекает его внимание, какал темп волнует больше всего. Это романтика труда, трудовой героизм советского человека.

Летом 1954 года Фролов вместе с группой молодых художников вновь совершил поездку на эту далекую окраину Советской страны. Его этюды, которые публикуются в этом номере журнала, познакомят читателей со своеобразной природой одного из замечательных уголков вашей необъятной Родины, где советский человек, так же как и всюду, самоотверженно трудится, созидая великое здание коммунизма.

Перед работой над серьезной картиной всегда хочется окунуться в гущу жизни, встретиться с интересными людьми, повидать новые пейзажи, обогатить свое творчество новыми мыслями, красками. Жизнь учит художника, развивает его фантазию, подсказывает нужные темы. Надо все увидеть, пережить самому. Понятно, какую большую радость испытал я, узнав, что мне представляется возможность поехать на Курильские острова, к рыбакам и китобоям.

... Владивосток встретил нас мерцающими огнями бухты Золотой Рог. Здесь предстояла пересадка на пароход «Молотов». Прощальные гудки, четкая команда: «Отдать концы!» - и мы медленно вышли в открытое море.

Широк морской простор. Наш пароход, грузно покачиваясь на волнах, уходит все дальше и дальше от Большой земли.

К вечеру заштормило. По небу поползли черные клочковатые тучи, где - то на горизонте вспыхнула ослепительная молния. Море вздыбилось седыми валами. Волны с шумом ударялись в борт корабля, порой даже перекатывались через палубу. Как раз во время качки я встретил молодого человека, взволнованное лицо которого показалось мне знакомым.

Он радостно прокричал мне сквозь вой ветра:

- Сын родился!...

Молодой человек мгновенно исчез в одном из коридоров корабля, сообщая встречным об этом важном событии. Я вспомнил: да ведь это вместе с ним и его семьей мы ехали в поезде из Москвы. Вспомнил, как этот молодой человек всю дорогу бережно ухаживал за своей подругой...

После шторма торжественно отмечали рождение будущего жителя далеких островов. По морским обычаям новорожденного вынесли на капитанский мостик и показали капитану. «На море родился, - значит обязательно моряком будет», - шутили матросы.

Через несколько суток пароход причалил к самому крупному острову курильской группы - Итурупу. После морского путешествия приятно сойти на берег, почувствовать под ногами твердую землю. Садимся в попутный «газик» и едем в районный центр - Курильск, расположенный в глубине дугообразной бухты. Ухабистая дорога петляет между сопок, по краям ее шелестит упругий бамбучник. Вот вдали показалась дымящаяся вершина вулкана Хмельницкий...

В Курильске я познакомился с одним из местных работников тов. Бабичем. Несмотря на свои годы, он увлекается спортом и выглядит на редкость бодрым и крепким. По его предложению мы решили совершить восхождение на вершину одного из потухших вулканов. Вместе с нами отправилось еще несколько человек.

Чем выше мы поднимались, тем чаще встречали ручейки, вытекающие из - под сверкающих снежных шапок, раскиданных среди цветущего ковра горных лугов. Нам открывалась поразительная картина: красные, синие, желтые цветы, рядом снег и над всем этим синее - синее небо.

К кратеру вулкана мы пробирались по гребню хребта, поросшего какой - то водянистой ягодой и брусникой. Последние метры были особенно трудными: потянуло острым запахом серы, то там, то здесь выбивались фонтаны горячей воды. Но вот наконец и вершина. Прямо под ногами - огромный котлован глубиною примерно в полкилометра, а вокруг нас желто - красные и черные, словно вылитые из чугуна, скалы, пласты окаменевшего пепла, белые облачка пара над серными источниками... Какая стихия когда - то бушевала тут!

С вершины открывался чудесный вид. Бесконечно расстилались пихтовые леса; вдали виднелись деревянные домики Курильска, расположенного в глубине дугообразной бухты; зеркалами блестели прозрачные озера, окруженные зарослями лиственниц, приземистых берез и дикой вишни; яркие цветы шиповника, разбросанные среди песчаных дюн; причудливо нагроможденные скалы, и над ними тысячи чаек и крикливых морских голубей... Как передать всю эту красоту!

Прожив несколько недель на китокомбинате «Ясный», я перебрался на юг острова, в Лесозаводск. Природа здесь довольно своеобразная. Я видел рябину высотою в многоэтажный дом и лопухи, которые поражают своими размерами: диаметр их листьев достигает почти полутора метров.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены