Кто не знает звонкую саратовку с колокольчиками! Ее быстрые переборы слышны и на свадьбах, и на прогулках и в концертных залах. О ней, саратовской гармонике, сложены даже легенды.
... Жил - был а Саратове в давние времена бурлак по прозванию Волгарь - богатырь. Был он и силой и красой знаменит, но более всего славился песнями. Что ни запоет - грустную ли, веселую ли, - до самой глубины души взволнует.
Однажды увидел Волгарь на берегу девушку - стройную, чернобровую, легкую, как чайка. Загорелось сердце бурлака, и осмелился он сказать красавице о своей любви. Сказал и пожалел о том. Надсмеялась над бедняком гордячка купеческая дочь, да еще и оклеветала перед своим отцом, у которого Волгарь - богатырь в работниках состоял. По велению хозяина схватили Волгаря, закопали по пояс на высокой волжской горе.
Решил Волгарь - богатырь поведать людям о своем несчастье песней да музыкой. Попросил он у сторожа колотушку, у пастуха - волынку, у бурлака - камышинку волжскую, у ямщика - колокольчики, у девушки - гребень железный. Приладил к гребню камышовые пластиночки - голоса, потом к дощечкам от колотушки прикрепил гребень да пару колокольчиков, переделал по - своему меха от волынки. И стал играть Волгарь - богатырь на этой диковинной штуке и петь о горькой бурлацкой доле. А когда умер, народ подобрал затейливый инструмент с колокольчиками, и звенит, играет он с тех пор на земле русской...
Но эти легенда. А как же на самом деле появилась саратовская гармоника? В 60 - х годах XIX века мастера братья Куликовы и Николай Карелин переделали в Саратове семиладовую тульскую гармонику и снабдили ее двумя колокольчиками с молоточками. Сделано это было не случайно: саратовские припевки в то время исполнялись под аккомпанемент деревянных ложек с бубенчиками.
Улица, где работали Куликовы н Карелин, так и называлась Гармонная, на ней появлялось все больше «музыкальных дел мастеров».
С того времени пошла гулять по Руси звонкая, заливистая гармоника!
Куда бы ни забрасывала судьба гармониста - саратовца, он всюду был неразлучен с саратовкой. Мы познакомились с одним из таких энтузиастов - Семеном Павловичем Портовым. Он уходил с гармоникой на первую мировую войну, а когда грянула гражданская, веселил однополчан - чапаевцев. И бывало не раз сам Василий Иванович Чапаев говорил связисту Семену: «Ну - ка, растяни удалую саратовку!» Потом Портнов участвовал в художественной самодеятельности речников, играл в ансамблях, выступал перед воинами Сталинградского фронта, исполнял им саратовские переборы, волжские на левы, свадебную плясовую, аккомпанировал саратовским припевкам.
После победы Семен Павлович стал руководителем ансамбля при саратовском Доме культуры трудовых резервов, более ста ремесленников обучил своему искусству, с лучшими из них выступал в Москве, в Большом театре. Особенным успехом пользовались в столице два Юры - Горлышков и Картушин. Их способности отметило жюри Всесоюзного смотра самодеятельности трудовых резервов.
Изготовление саратовских гармоник долгое время было делом кустарей - одиночек. В 1928 году они объединились в артель, которая существует и до настоящего времени. В тот, первый, год было сделано всего 600 гармоней, а в 1954 году выпущено уже 3 тысячи штук. Шестьдесят специалистов - пожилые и молодежь - трудятся над выпуском саратовок. Они делают меха, черные лакированные корпуса с резным орнаментом, узорчатые крышки, выпиливают из тоненьких полосок стали язычки - голоса, наклепывают их на планки. Затем уже почти готовый инструмент попадает в руки к Николаю Васильевичу Мартемьянову, старейшему члену артели. Он один из самых опытных специалистов: с тринадцати лет «работает гармони».
Николай Васильевич, как говорят, «вкладывает душу» в гармонику: проверяет на слух «голоса», подпиливает их, добиваясь правильного строя.
Гармоника с колокольчиками готова. Куда она пойдет? В чьи руки попадет? Да разве угадаешь! Со всего необъятного Советского Союза приходят требования на саратовку, и с каждым днем все больше. Около трехсот писем в неделю получает артель.
Вот письмо с Дальнего Востока, из Находкинского района: «Я уроженец Саратовского края, теперь области, прожил на Дальнем Востоке девятнадцать лет. Девятнадцать лет тоскую по саратовской гармонике... Обращаюсь к вам: будьте друзьями, вышлите наложенным платежом гармонику пятипланочную с колокольчиками».
Артель пока еще не поспевает удовлетворять все заявки. Но скоро никто из любителей не услышит отказа: артели предоставлено новое просторное производственное помещение со всеми необходимыми стайками. Это позволит механизировать изготовление гармоник. Будет много удалых саратовок!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.