Крылатые слова

опубликовано в номере №579, июль 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Человек - это звучит гордо!»

Выражение из пьесы. М. Горького «На дне», слова Сатина: «Чело - век! Это великолепно! Это звучит гордо! Человек! Надо уважать человека». По поводу этого выражения, ставшего крылатым, сам Горький в 1934 году в статье «Литературные забавы» писал следующее: «Человек - «венец природы» и «звучит гордо», - это - неоспоримо, но также неоспоримо, что он бывает мерзавцем, убийцей вождей пролетариата, предателем родины, изумительным лицемером, врагом рабочего класса, шпионом капиталистов, - в таковых его качествах он подлежит беспощадному уничтожению».

«Слово «человек» звучит гордо в нашей стране. Великий Сталин сказал, что человек - это самое ценное из всех ценностей, какие знает мир»

(Н. А. Островский).

Штурмовать небо

Эти слова в значении: вести самоотверженную. героическую

революционную борьбу - впервые употребил К. Маркс. В письме к члену I Интернационала Людвигу Кугельману от 12 апреля 1871 года, говоря о Парижской Коммуне. Маркс писал: «Как бы там ни было, теперешнее парижское восстание, - если оно даже и будет подавлено волками, свиньями и подлыми псами старого общества, - является славнейшим подвигом нашей партии со времени июньского восстания. Пусть сравнят с этими парижанами, готовыми штурмовать небо, холопов германо - прусской священной империи...»

Выражение это неоднократно употребляли в своих выступлениях В. И. Ленин и И. В. Сталин.

«Рабочий класс России доказал уже раз и докажет еще не раз, что он способен «штурмовать небо» (В. И. Ленин. Соч... т. 12, стр. 91).

«Ежели мы, большевики, которые критикуют весь мир. которые, говоря словами Маркса, «штурмуют небо», если мы ради спокойствия тех или иных товарищей откажемся от самокритики, - то разве не ясно, что ничего, кроме гибели нашего великого дела, не может из этого получиться?» (И. В. Сталин. Соч. Т. 10. стр. 329 - 330).

Рог изобилия

Выражение это, являющееся символом богатства, изобилия, возникло из греческих мифов. Коза Амалфея, вскормившая своим молоком младенца Зевса, однажды, зацепившись за дерево, сломала себе рог. Его взяла нимфа, обернула листьями, наполнила плодами и подала Зевсу. Зевс подарил рог воспитавшим его нимфам и обещал им. что всё, что бы они ни пожелали, получат из этого рога. Так передаёт миф римский поэт Овидий в поэме «Фасты». Он же в «Метаморфозах» рассказывает, что Ахелои. речное божество, обратившись в быка, сражался с Геркулесом: тот отломил у него рог. который нимфы наполнили цветами и сделали «рогом изобилия».

«Музыка гремит на хорах, вся челядь в галунах, и роскошь опрокинула на стол полный рог изобилия» (К. Н. Батюшков «Прогулка по Москве»).

«Спорилося нам всё, изливались на нас успехи точно из Амалфеева рога» (Н. С. Лесков «Запечатленный ангел»).

Дамоклов меч

Древнегреческая легенда, приведённая в сочинении римского писателя Цицерона «Тускуланские беседы», передаёт, что Дамокл, один из приближённых сиракузского тирана Дионисия, стал завистливо говорить о нём, как о счастливейшем из людей. Дионисий, чтобы проучить завистливого льстеца, сказал, что уступает ему своё счастье, и передал в его полное распоряжение свой дворец. Дамокл утопал в блаженстве до тех пор, пока однажды не увидел, что над его головой висит на лошадином волосе острый меч. Дионисий объяснил, что этот меч - символ тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливой жизнь. Отсюда выражение «дамоклов меч» получило значение: близкая, постоянно угрожающая опасность.

«Солдаты вошли с барабанным боем в Париж... С их вступлением республика находилась под Дамокловым мечом: Кавеньяк отрезал шнурок, и меч. занесенный временным правительством, сделал своё дело» (А. И. Герцен «Опять в Париже»).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены