Вниз по Днепру

П Белявский| опубликовано в номере №578, июнь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

У пассажиров, садящихся в Запорожье на пароход, идущий вниз по Днепру, можно не спрашивать, куда они держат путь, - ответ наверняка будет один: «В Каховку!»

Впрочем, то же самое ответят пассажиры и на других пристанях от Киева до Херсона.

Каховка, небольшой приднепровский город, районный центр Херсонской области, с начала навигации в этом году стал центром притяжения для сотен и тысяч людей, различных по возрасту и профессии.

Движение огромных масс людей а эти места - в низовья Днепра, на юг Украины - наблюдалось и полвека назад. Но что это было за движение?! Оно было вызвано крайним обнищанием крестьянства, бросавшего свои ничтожные земельные наделы и устремлявшегося на поиски заработков в помещичьи имения и кулацкие хозяйства Юга.

В. И. Ленин в своём труде «Развитие капитализма в России» отмечал: «В Таврической губернии особенно выдается рабочий рынок в местечке Каховке, где прежде собиралось до 40.000 рабочих». Ленин приводил свидетельства современников о том, что 7/10 этих людей, вынужденных идти в кабалу в разгар полевых работ, не имея средств на покупку железнодорожных билетов, «бредут за сотни, тысячи верст вдоль полотна железных дорог и берегов судоходных рек, любуясь красивыми картинами быстро летящих поездов и плавно плывущих пароходов», а около 1/10 рабочих едут на «дубах» - грубо сколоченных из досок лодках, вмещающих 50 - 80 человек, - и «не проходит и года без того, чтобы один, два, а то и больше переполненных дуба не пошли ко дну с их пассажирами...»

... И вот вышел из порта Ленина в Запорожье и плывёт белым лебедем по озеру Ленина комфортабельный пароход «Фридрих Энгельс». На

борту его сотни три пассажиров. Есть среди них пожилые, многие едут с детишками, с бабушками, обременённые громоздким домашним скарбом. Но преобладают люди комсомольского возраста. Держатся они кучно, и со стороны может показаться, что это колхозники одного села, рабочие одного завода, студенты одного вуза. А спросите любого из них, и окажется, что они встретились и познакомились только в пути, что тут и львовские колхозники, и молодые специалисты из Киева, и харьковские рабочие. Но цель у всех одна: Каховка! И это объединяет их.

Группа молодёжи столпилась в салоне у рояля, за которым сидит кареглазая дивчина и аккомпанирует стихийно сложившемуся самодеятельному хору юных пассажиров, будущих строителей Каховского гидроузла. Уже много песен перепето ими - и о Каховке, и о Днепре, и о гармонисте, который не даёт спать девушкам по ночам, - а конца ещё не видно. Тут же над шахматной доской склонились две взъерошенные головы, и за поединком следят окружившие их «болельщики». Не станем им мешать, пойдём на палубу.

Вот где особенно весело и людно! День ясный, тёплый, тихий. Озеро Ленина, как именуется безбрежный водоём в верхнем бьефе плотины Днепрогэса, искрится, переливается на солнце. Половодье!

... Пароход отвалил к берегу и вошёл в шлюз. Стальные ворота распахнулись перед ним и тотчас закрылись, и он стал медленно оседать. Все вышли на верхнюю палубу. С неё были видны все владения днепровского гиганта. Несколько стальных щитов между устоями плотины было поднято, чтобы сбросить избыточную паводковую воду, и толщи воды стремительно свергались с пятидесятиметровой высоты, пронзали до самого дна кипящий омут.

Над местом падения каскадов стоит, как дым, водяная пыль, возникают арки радуги, и в их озарении возвышается над рекой у правого края плотины красногранитный замок - здание гидроэлектростанции, и далее, уже на берегу, - многочисленные заводы Днепростроя, Дворец культуры, жилые дома, школы, магазины. Ажурные металлические фермы высоковольтных линий идут отсюда во все стороны, шагая куда - то далеко за линию горизонта, неся свет и энергию в города, на шахты, заводы, в колхозы Украины. Одна из этих линий устремилась прямо через реку на остров Хортицу. Там - поля, лаборатории и предприятия филиала Всесоюзного научно - исследовательского института электрификации сельского хозяйства.

Проезжая вдоль острова, знаменитого некогда тем, что на нём раскидывала свои шумные шатры казачья вольница, Запорожская сечь, мы видим, как по просторам четырёх хортицких колхозов идут электротракторы. Они работают совсем беззвучно. И вообще тут, за Хортицей, тихо. Днепр, ревущий у плотины Днепрогэса, успокоился, вошёл в свои зелёные берега...

Будущие строители притихли. Мы идём к Каховке. Там им предстоит своими, ещё неопытными пока руками воздвигнуть примерно то же, что мы видели на Днепре у Запорожья.

... В пассажирском зале пристани Каховка полно народа. Пароход приходит рано, и приезжие выжидают, когда настанет рабочее время, чтобы пойти устраивать свои дела. Зал не рассчитан на такое огромное стечение пассажиров. В нём тесно, мало мебели, нет буфета. Одну из его стен занимает большое полотно. Местный живописец - любитель изобразил на нём Каховку вскоре после немецкой оккупации. Пассажиры с любопытством разглядывают эту картину: пристань с одним причалом - баржей, пустынный берег над пристанью, редкие дома на берегу. Здания, что побольше размерами, стоят без окон и крыш. Это следы разрушений, причинённых городу гитлеровцами. Унылый пейзаж! Пассажиры созерцают картину недоверчиво: не может быть, чтобы Каховка осталась такой до сего времени!

Они своими глазами видели, причаливая к берегу, оживление в порту, осевшие под тяжестью грузов баржи, пловучие краны, разгружающие их, снующие на реке буксиры и катеры. Дежурный по вокзалу подтверждает их догадки. - Каховка высоко поднимается! - говорит он. - Строительство!... И верно: Каховка - стоит взойти по ступеням гранитной лестницы - производит впечатление города, который захвачен весёлой армией строителей - каменщиками, плотниками, штукатурами, малярами, решившими с ходу обновить его целиком, поднять на этаж - другой выше, ликвидировать все пустыри, побелить, озеленить, замостить...

Большинство управлений Днепростроя, которому правительство поручило строить Каховскую гидростанцию, перебралось сюда в марте и апреле.

Временно они разместились в восстановленных ими же зданиях. Но коллектив днепростроевцев растёт не по дням, а буквально по часам. Люди прибывают сюда со всех концов Союза - надолго, с семьями. Им нужны во всё возрастающих масштабах и жилища, и клубы, и школы, и

магазины, и лечебные учреждения. И вот они создают всё это в городе, в котором разместился штаб новостройки.

Одновременно в двенадцати километрах к югу от Каховки, в районе селения Ключевого, на живописном левом берегу Днепра, возникает посёлок из стандартных сборных домов, развёртывается строительство подсобных сооружений: бетонного завода, растворного узла, тепловой электростанции, различных мастерских и складов, речных причалов и автомобильных дорог. Они призваны работать на стройку, которая будет предельно механизирована.

Ключевое расположено в самом центре строительства гидроузла, в створе плотины. Тут же сейчас закладывается город, которому ещё нет имени. Придёт время, его заселят рабочие, инженеры и служащие новой гидростанции, шлюза, судоходного канала, гигантского - в 14 миллиардов кубометров - водохранилища, которое уже сейчас строители называют «Каховским морем», врачи и учителя, партийные и советские работники, библиотекари и артисты, - ибо это будет большой благоустроенный город, с театрами и стадионом, с парками и площадями - со всем, что присуще социалистическому городу. Пока же бригада Красновой вырыла котлован, и прораб Сергеев перед самым Первомаем положил первый кирпич Е фундамент первого дома нового города... Ключевской строительный участок управления подсобных сооружений занимает огромную территорию в несколько десятков квадратных километров. На нём ещё почти не видно настоящих механизмов - они только начинают поступать на площадку. Мало как будто бы и людей. Но вот мы проехали от Малой Каховки по песчаной дороге через виноградники Ключевского совхоза имени Будённого, видели сложенные вдоль неё штабелями детали сборных домов, а возвращаясь в Каховку через несколько часов, обнаружили на том же самом пути удивительные перемены: тысячи сборных деталей приняли из горизонтального вертикальное положение; над одним из домов, появившихся точно по мановению волшебного жезла, уже возводилась крыша; по самому трудному участку пути ходил бульдозер, спрямляя дорогу, прокладывая новую трассу на твёрдом грунте...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены