Горький и молодежь

Илья Груздев| опубликовано в номере №578, июнь 1951
  • В закладки
  • Вставить в блог

В апреле 1901 года в журнале «Жизнь» появилась «Песня о Буревестнике» Горького. Вначале «Песня» входила в рассказ «Весенние мелодии», где птицы рассуждают о свободе и чиж поёт товарищам где - то слышанную им «Песню о Буревестнике». Царская цензура рассказ печатать запретила, но по оплошности пропустила «Песню».

«Песня о Буревестнике» была воспринята всей массой читателей Горького, всей революционной молодёжью как манифест революционного подъёма с предвестием «бури», с призывом к открытой героической революционной борьбе.

«Буревестник» Горького, - писал М. И. Калинин, - как бы обобщил настроение, желание бороться с самодержавием и его порядками».

Начало XX века - эти годы полны были огромного содержания в истории революции.

Б декабре 1900 года выходит первый номер «Искры», организованной В. И. Лениным. И. В. Сталин сразу же устанавливает связь с ленинской «Искрой», а в 1901 году руководит первомайской демонстрацией в центре Тифлиса; 22 марта 1902 года товарищ Сталин руководит знаменитой батумской демонстрацией.

Нарастает «буря», и её вестником, глашатаем и знаменосцем выступает прославленный уже на весь мир писатель Максим Горький. Его «Песня о Буревестнике» стала революционным манифестом, художественным и политическим документом времени.

Ленин в статье «Перед бурей» и Сталин в прокламации «Ко всем рабочим» пользуются образами горьковской «Песни», как широко известными массам.

Революционная молодёжь того времени устраивала демонстрации в театрах на спектаклях пьес Горького. В Нижнем горячую речь с галереи театра произнёс молодой Я. М. Свердлов, организатор и пропагандист местной большевистской группы. Двинский театр был закрыт вследствие манифестации в честь Горького. В Киевском театре Соловцова во время представления пьесы «Дачники», когда погасло электричество, с галереи раздались возгласы: «Да здравствует Горький! Да здравствует свобода! Долой самодержавие!» Под шум аплодисментов были сброшены прокламации. Во Львове 24 февраля 1905 года во время спектакля «На дне» в местном городском театре были разбросаны печатные листовки: «Протестуем против заключения Максима Горького!».

Когда провожали Горького из Нижнего в 1901 году, революционная молодёжь устроила на вокзале манифестацию, а затем с пением революционных песен прошла на главную улицу Нижнего - Новгорода, где был организован летучий митинг. Это была первая политическая демонстрация в Нижнем.

Манифестации в честь Горького происходили по всей стране: в Кишинёве, Ростове - на - Дону, Саратове, Одессе, Казани и в других городах.

Всю силу своего кипучего, страстного темперамента отдавал великий писатель молодёжи. Когда царское правительство, напуганное движением студентов, издало «временные правила», по которым «за учинение скопом беспорядков», т.е. за революционные выступления, студенты карались «исключением из университетов и отдачей в солдаты». Горький выступил со страстным протестом.

Связи с молодёжью не прерывались у Горького и тогда, когда он жил на Капри. В одной из своих статей 1911 года он сообщил, что за время с 1906 по 1910 год им было прочитано более четырёхсот рукописей молодых писателей. А в советскую эпоху, когда Горький был вынужден по состоянию здоровья жить в Сорренто, как - то само собой получилось, что рабкоры, селькоры, начинающие писатели и просто рядовые участники социалистической стройки со всех концов страны стали направлять ему десятки писем, рукописей, запросов, посылали свои литературные опыты и рассказывали о своей работе, как доброму советчику, наставнику и другу.

В письме 1926 года Горький так передавал своё впечатление от этой переписки:

«Каждый раз, - а это каждый день! - получив письмо от какого - нибудь молодого человека, начинающего что - то понимать, чувствуешь ожог, хочется к человеку этому бегом бежать. Какие интересные люди и как всё у них кипит и горит!»

В мае 1928 года Алексей Максимович вернулся на родину. Исторические сцены приезда его в Москву, толпы на площади Белорусского вокзала, митинг, всеобщая радость - всё это осталось в памяти народа, как великолепный праздник.

«Взволнованный энтузиазмом встречи, - писал Горький, - я и сейчас не могу уложить в слова мои чувства - Самое важное и радостное в этой изумительной встрече то, что я увидел, почувствовал: молодые силы Союза Советов умеют ценить работу, умеют восхищаться ею... Невыразима словами радость знать это, дорогие товарищи!»

В журнале «Наши достижения», который Горький основал вскоре после приезда, он писал:

«Может быть, молодым читателям не нравится, что я так часто возвращаюсь к прошлому? Но я делаю это сознательно. Мне кажется, что молодость недостаточно хорошо знает прошлое, не ясно представляет себе мучительную и героическую жизнь своих отцов, не знает тех условий, в которых работали отцы до дней, когда их организованная воля опрокинула и разрушила старый строй».

Затем Горький писал:

«Я - свидетель тяжбы старого с новым. Я даю показания на суде истории перед лицом трудовой молодёжи, которая мало знает о проклятом прошлом и поэтому нередко слишком плохо ценит настоящее, да и недостаточно знакома с ним».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

От Шхельды до Ушбы

Беспримерный поход советских альпинистов