Пароход плывёт по Москве - реке. За кормой вздымаются бурные волны и... едва различимый след нефти, которая тончайшей плёнкой
растекается по поверхности воды, нефть попадает в водоёмы также со сточными водами крекинг - заводов, с нефтебаз. А между тем даже ничтожное количество нефти в реке вызывает массовое отравление рыбы. Загрязнение водоёмов нефтью всё нарастало бы, если бы... Микробиологи А. А. Ворошилова и Е. В. Дианова, исследуя санитарное состояние Москвы - реки, установили, что «нефтяная плёнка начинает атаковываться бактериями. которые размножаются под ней в огромных количествах». В одном кубическом сантиметре поверхностного слоя вод при отсутствии нефтяной плёнки насчитывалось 530 тысяч бактерий, в том же количестве воды, но под плёнкой их уже было вдвое больше.
Среди великого множества различных видов микроорганизмов, наделённых самыми разнообразными свойствами, известны бактерии, для которых нефть является столь же лакомым и питательным продуктом. как, скажем, для нас с вами сахар или сливочное масло. Странный вкус! Но это обстоятельство имеет глубокий биологический смысл. Приспособившись в борьбе за существование к таким исключительным формам питания, эти бактерии тем самым находятся в исключительно благоприятных условиях: их пища не соблазняет других микробов; таким образом они оказываются вне конкуренции.
Учёные, технологи работают над очень интересной и важной проблемой: как использовать замечательных микробов для очистки сточных вод.
Исстари известно производство уксуса, этого «напитка мудрости», как его называли наши предки, из спирта или вина. Правда, ещё столетие назад и не предполагали, что это превращение осуществляется мельчайшими живыми существами - уксуснокислыми бактериями.
Но на уксусных заводах в заторы, помимо уксусообразователей, нередко проникают и другие микробы - вредители этого деликатного производства. Они нарушают нормальный режим уксуснокислого брожения, губят ценный продукт.
В процессе преодоления этих неприятностей зародилась идея: вести производство в закрытых сосудах, в которые должны вноситься «благородные» уксусообразователи. Там не должно быть ни одного постороннего микроба.
Под руководством лауреата Сталинской премии профессора В. Н. Шапошникова в Казани был пущен уксусный завод, который работал исключительно на чистых культурах уксуснокислых бактерий. Великое учение Мичурина окрылило советских учёных. Микробиологи, работающие в области промышленности и сельского хозяйства, выводят и создают новые «породы» полезных микроорганизмов. В 1950 году были пущены уксусные заводы, на которых применяются исключительно чистопородные, весьма деятельные уксуснокислые бактерии. Такие заводы отличаются высокой производительностью и великолепным качеством изготовляемой ими продукции.
Многие виды насекомых питаются древесиной. Древесина, или клетчатка, как известно, содержит в себе углеводы. Но, кроме углеводов, любому живому существу необходим для построения белков азот. Даже в наш век великих превращений невозможно из одних углеводов приготовить белки. Откуда же насекомые получают азот? Этим вопросом заинтересовались пытливые исследователи.
Каждый колхозник знает, что для бобовых культур не нужны азотные удобрения. На корневых волосках бобовых культур образуются вздутия - клубеньки, которые заполнены бактериями, обладающими способностью усваивать азот из воздуха и превращать его в азотные вещества. Эти - то бактерии и подкармливают растения.
Некоторые жуки, тли и другие насекомые тоже оказались «на бобовом положении». В поверхностных слоях их тела расселяются бактерии, способные усваивать азот из воздуха. Таким образом, получается замечательное содружество: бактерии предоставляют насекомому, в котором они живут, необходимое ему азотное питание, а взамен этого получают от насекомого избыток углеводов, имеющихся в клетках хозяина.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.