Спускаясь в лаву, Рубанцев волновался, как волнуется каждый забойщик перед первым своим рекордом. На митинге, посвященном защите мира, он обещал дать сегодня шесть норм. Евдоким чувствовал теперь ответственность не только за своё обязательство, но и за работу других комсомольцев: он комсорг участка.
... Сгонять пласт - любимая операция забойщика. Недаром некоторые горняки эту операцию в шутку называют жатвой. И действительно, как уборке урожая предшествует длительный, упорный труд, так и сгонке угольного пласта предшествует такая трудоёмкая работа, как нарезка кутков, глубокий надбой. Евдоким разрыхлил уголь, заставил работать силы самой природы. А теперь можно было сгонять пласт.
Заходя сверху, Евдоким с радостным воодушевлением принялся за работу. Первую полоску угля он согнал за двадцать минут. Чем больше расширялась выработка, тем сильнее действовали силы естественного отжима: откалывать уголь становилось всё легче и легче.
Подымая чёрную пыль, вниз по решёткам с грохотом скатывались сверкающие глыбы. Молоток неистовствовал, лава дрожала.
Четыре года назад пришёл Рубанцев на шахту имени Румянцева.
- Пойдёшь на выучку к Фёдору Голубятникову, - сказал ему тогда секретарь комсомольского комитета шахты. Окинув с ног до головы плотную фигуру новичка, он добавил: - Пойдёшь, научишься и победишь, Евдоким оправдал надежды комсомольской организации. Долго и упорно учился он у старого забойщика. Тот ничего не таил от ученика, и Рубанцев перенял все его лучшие приёмы. Через год Евдокима назначили уже бригадиром комсомольско-молодёжной бригады.
Его бригада соревновалась с бригадой Голубятникова. Ученик соревновался с учителем! Первый участок, на котором работают обе бригады, систематически циклуется, это один из ведущих участков шахты.
... Рубанцев зачищал последнего «коня», когда в соседнем, восьмом уступе прекратилась характерная дробь отбойного молотка. Там работал молодой забойщик Василий Тоберко, только два года назад прибывший на шахту.
«Неужели земляк закончил задание? - удивился Евдоким. - Может, что случилось? Надо узнать».
Быстро, не теряя ни минуты, пробрался он к Тоберко. Оказалось, что у Василия вышел из строя отбойный молоток: сломался зубок, чего раньше никогда не случалось, а запасного он, как на грех, не захватил.
Евдоким вытащил из-за пояса новый запасной зубок и быстро приладил его к молотку Василия. После этого он помог Василию поудобнее перекрыться полком, отвёл падающий уголь в другую сторону и ушёл.
Василий на прощанье благодарно кивнул ему головой. Через несколько минут и в соседнем уступе застучал отбойный молоток.
В этот день Евдоким Рубанцев и его бригада выдали на-гора несколько сот тонн угля сверх плана. А Рубанцев, комсорг участка, выполнил более шести норм. Он перегнал своего учителя.
Больше всех радовался успеху молодых шахтёров секретарь комитета комсомола Станислав Белецкий. Рад был и Фёдор Голубятников. Он гордился тем, что опыт его помог молодёжи идти вперёд.
- Теперь он ещё не то нам покажет, - сказал почётный забойщик Белецкому. - Да иначе и быть не может: характер-то у него наш, донецкий.
Шахта имени Румянцева, Донбасс.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.